Orthodox Catechism

Человекоугодие и человеконадеяние противоречат первой заповеди, потому что человек, которому мы угождаем или на которого надеемся и забываем Бога, некоторым образом есть для нас иной бог, вместо Бога истинного.

506. В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ ТАК ГОВОРИТСЯ О ЧЕЛОВЕКОУГОДИИ:

«Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым»

(Гал. 1:10).

507. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ И ЧЕЛОВЕКОНАДЕЯНИИ:

«Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа»

(Иер 17:5).

508. КАК ИСПОЛНИТЬ СВОИ ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕД БОГОМ?

Чтобы исполнить свои обязанности перед Богом, нужно отречься от самого себя.

«Кто хочет идти за Мною

, — говорит Господь Иисус Христос, —

отвергнись себя»

(Мк. 8:34).

509. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ОТРЕЧЬСЯ ОТ САМОГО СЕБЯ?

По объяснению святого Василия Великого: От себя отречётся тот, кто в себе победит истлевающего в обольстительных похотях ветхого человека и преодолеет все мирские пристрастия, препятствующие благочестию. Полное же отречение от себя состоит в том, чтобы и к самой жизни быть беспристрастным и думать, на себя не надеясь, о смерти (Пространные нравственные ответы, 8).

510. ОТРЁКШИЙСЯ ОТ СЕБЯ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ЛИ УТЕШЕНИЕ?

Отрёкшийся от себя и лишённый многих естественных удовольствий человек может иметь благодатное Божественное утешение, которое не в силах нарушить даже страдания.

«По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше»

(2 Кор. 1:5).

511. КОГО ЕЩЁ МЫ ДОЛЖНЫ ПОЧИТАТЬ, НЕ НАРУШАЯ ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ?

Заповеди, предписывающей благоговейно почитать единого Бога, соответствует также правильное почитание Ангелов и святых, поскольку мы почитаем благодать Божию, в них обитающую и действующую, и через них просим помощи у Бога.