«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Коварные демоны окончательно запутают человеков, не стяжавших навыка в различении добра и зла. Такие люди поклонятся антихристу, как когда-то поклонился диаволу преподобный Исаакий Печерский. Они признают антихриста своим владыкою не сознательно, но вполне добровольно...

В чем же причина такого печального положения, в которое приведут себя сами человеки? Святитель Игнатий дает ответ и на этот вопрос:

«Когда фарисеи отступили от Господа, тогда Он сказал ученикам Своим, что признаком кончины мира и близости второго пришествия Господня будет необыкновенное вещественное развитие: люди забудут Бога, забудут Небо, забудут вечность и, в обольщении своем как бы вечные на земле, все внимание устремят на землю, на доставление себе на ней возвышенного и неизменного состояния. Что может быть безумнее этого направления?.. Когда думать о Боге, когда возделывать свое спасение тому человеку, который постоянно занят земными делами, вещественным развитием?.. Разврат в обширном значении этого слова, соделается достоянием человечества в последние времена пребывания человечества на земле... Грех достигнет своего полного развития и тем будет страшнее, тем владычество его будет тверже, что личина благочестия сохранится. Кто же поймет, что в том по наружности цветущем благочестии уничтожена вся его сущность, вся сила? Так они уничтожены были в религии иудеев во времена Христовы, чего никак не мог понять народ, чего даже не сумели понять ни книжники, ни левиты, ни первосвященники иудейские, напыщенные своею ученостью и знанием. Но ученость эта и это знание заключались единственно в изучении Закона Божия по убивающей букве, при жизни, противоположной заповедям Божиим: такая жизнь соделывает веру мертвою...» 347.

Не это ли мы видим сегодня? Летом 2002 года один известный церковный деятель посетил блаженной памяти старца протоиерея Николая Гурьянова и задал ему вопрос: «Батюшка! Что мешает возрождению истинного Православия в России?» «Потеря веры внутри Церкви», — с печалью ответил старец...

«Где ж вера чистая, святая? — Ее нет ни в слепых односторонних приверженцах формы, ни в превозносящемся разуме и премудрости человеческой, разуме и премудрости падших отверженных Богом. Вера, святая вера! Вера — око, которым одним ум человеческий может усмотреть и зреть Святую Истину!.. Шествие ее по пути узкому и прискорбному; ведущему в живот, почти безлюдному, шествуемому весьма немногими. Ведет по этому пути Евангелие...» 348 — сокрушался еще в середине XIX века святитель Игнатий. Утеря духа истины и любви есть всеобщая беда в нынешней церковной жизни. Кто сможет это опровергнуть? Но если из жизни православных людей уходит дух истинного христианства, то его место занимает иной дух — дух мира, тождественный духу антихриста. Все это ведомо единому Господу...

«Христианство преподано с такой определенностью, что нет оправдания для тех, которые не знают его, — пишет святитель Игнатий. — Причина незнания — одно произволение. Как солнце светит с неба, так светит христианство. Закрывающий произвольно глаза, да приписывает свое невидение и неведение собственному произволению, а не отсутствию света. Причина отвержения Богочеловека человеками заключается в человеках, как в них же заключается и причина принятия антихриста. Я пришел во имя Отца Моего, — засвидетельствовал Господь иудеям, — и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете (Ин. 5, 43). Они названы вместе и отвергающими Христа и принимающими антихриста, хотя об антихристе упоминается, как о имеющем прийти. Отвергая Христа по настроению своего духа, они вместе с тем принимали антихриста по тому же настроению духа, они сопричислились к принявшим антихриста, хотя и окончили поприще земного странствования за многие столетия до пришествия его. Они совершили величайшее дело его: богоубийство. Для времени явления его, для него самого не оставлено подобного злодеяния. Как дух их находился во враждебном отношении ко Христу, так находился он в состоянии общения с антихристом, отделяясь от него огромным пространством времени, достигающем ныне конца второму тысячелетию (впервые это творение святителя Игнатия увидело свет в 1866 году. — авт.). Всякий дух, — говорит Богослов, — который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире (1 Ин. 4, 2-3) по духу. Водящиеся духом антихриста отвергают Христа, приняли антихриста духом своим, вступили в общение с ним, подчинились и поклонились ему в духе, признав его своим богом. И за сие пошлет им, — то есть попустит им, — Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (2 Фес. 2, 11-12).

В попущении Своем Бог правосуден. Попущение будет удовлетворением, вместе обличением и судом для человеческого духа. Придет антихрист в свое, предопределенное ему время. Пришествие его претворится общим отступлением в большинстве человеков от христианской веры. Отступлением от Христа человечество приготовится к принятию антихриста, примет его в духе своем... Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков» 349.

Итак, сочетание с духом антихриста означает отвержение Христа и поклонение «сыну погибели», независимо от того, присутствует ли в мире сам антихрист или нет. Эта глубочайшая мысль святителя Игнатия находится в полном согласии с учением святых отцов Восточной Церкви, но, видимо, недоступна для духовного восприятия современных богословов-теоретиков, отвергающих святоотеческое учение о непрестанном трезвении и бодрствовании, заповеданное Самим Спасителем. Православные христиане должны внимательно наблюдать за тем, что происходит в мире. На всякое время необходимо давать духовную оценку тем или иным явлениям и процессам, постоянно задумываться, принятию какого духа способствует участие человека в каком-либо предприятии. Главное — всегда быть в духовном всеоружии, чтобы можно было стать против козней диавольских (Еф. 6,11), и не оказаться в числе тех, кто поклонится антихристу. Сам Господь наш Иисус Христос, говоря о последних временах назидает учеников Своих: Многие лжепророки восстанут, и прельстят многих (Мф. 24, 11). А святитель Феофан Затворник, раскрывая слова Спасителя о лжепророках, пишет: «Они всегда выступают в одеждах овчих, с видом доброжелательности в поступках и с признаком истины в речах. В наше время одежда их сшита из прогресса, цивилизации, просвещения, свободы мыслей и дел, личных убеждений, не принимающих веры и тому подобного. Все это льстивая прикрышка. Потому-то, встречая выставку этой одежды, не спеши открывать духа твоего речам одетых в нее пророков. Присмотрись, не кроется ли волк под этою овчею одеждой... Потому, коль скоро заметишь в речах новых пророков какую-либо тень противоречия учению Господа, — знай, что это волки-хищники и отвратись от них» 350.

Какое ценное назидание дает святитель Феофан современным православным христианам! Полезно здесь припомнить и слова святителя Игнатия о том, что человечеству будет предложено высшее земное благоденствие, плотские удобства и наслаждения; о том, что признаком кончины мира будет необыкновенное вещественное развитие при владычестве греха и разврата в самом обширном значении этого слова...

Достаточно внимательно посмотреть вокруг, чтобы увидеть то, о чем говорят святители-прозорливцы, слова которых полностью соответствуют учению древних отцов Церкви.

«Диавол, изобретатель греха, увеселяясь общею нашей погибелью, доводит душу до наклонности к плотскому, понемногу увлекая, запутывая и приближая к стремнинам не очень внимательных, пока не ввергнет их в самое дно адово, соделав устраненными и отчужденными от Небесного Царствия... Посему необходимо нам весь ум свой устремить в горнее и не попускать ему склоняться долу...» 351 — учит преподобный Ефрем Сирин. А известный ревнитель благочестия нашего времени протоиерей Борис Молчанов справедливо отмечает: «Одно внешнее улучшение материальных условий жизни, без предварительного нравственного улучшения самих людей, явилось бы полным торжеством зла, так как такое сытое благополучие закрепило бы безнадежное плотское состояние его участников, парализуя всякую возможность нравственного исправления и духовного совершенствования. Поэтому Христос и отвечал сатане: Не хлебом одним будет жить человек, но всякий словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4). В этом ответе Господа не игнорируются телесные нужды людей, но ставятся на второе место после духовных потребностей. Евангелие осуждает лишь попытки угождения плоти при полном забвении Бога, осуждает намерение сделать людей материально счастливее, не делая их нравственно совершеннее. Господь предупреждает нас: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пианством (Лк. 21, 34), — ибо в последнем случае мы теряем нравственную свободу, становимся рабами своих низменных потребностей и убиваем свою душу вечной смертью. К такому-то полному духовному рабству приводят людей вожди современной мировой революции. Их учение и их призывы облекаются в возвышенные слова «об общем равенстве» и «братстве», но в действительности они стараются увлечь людей только к устроению одного материального благополучия, отводя от всех возвышенных — нравственных и религиозных — стремлений. Когда же для человека станет единственной ценностью только материальное благо, то он непременно станет полным рабом того, кто будет давать ему это благо» 352.

В чем тонкость искушений дней сегодняшних? Под видом «прогресса», «цивилизации» и «свободы» во грехе под видом «устроения высшего земного благоденствия» лукавый предлагает человечеству принять новую всемирную систему жизнеобеспечения. Враг спасения обольщает легкомысленных обещаниями призрачных материальных льгот, системой мифических скидок, удобствами в обслуживании и даже неправедным накоплением процентных денег для пользователей электронных смарт-карт. Здесь бы и задуматься человеку: «А чем все это может закончиться? Богоугодное ли это дело? Не несет ли эта система какую-либо опасность?»

Но помыслы, всеваемые лукавыми демонами и человеками-орудиями демонов, напевают сомневавшемуся: «Да ничего в этом страшного нет! Подумаешь — какой-то там номер... Так даже священники говорят. Посмотри — все берут социальные карты и говорят, что это очень выгодно и удобно!» Так человек может быть легко уловлен в сети лукавого. Через некоторое время, когда «все» начнут вживлять радиочастотные метки, помыслы скажут ему: «Ну что такого! Все же вживляют... Это же только для удобства и безопасности».

Тем, кто хочет устоять в духовной брани и не увлечься ложными помыслами, полезно помнить слова святителя Игнатия Брянчанинова: «Обыкновенно в таких случаях плотское мудрование возражает: «Неужели ты один — прав, а все или большая часть людей ошибаются!» Возражение не имеющее никакого значения! Всегда немногие, весьма немногие шествовали по узкому пути. В последние дни мира этот путь до крайности опустеет».