«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

ПУТЬ К ИСТИНЕ

У каждого, кого не оставили в равнодушии слова этой книги, несомненно возникнет извечный вопрос: «Что делать?»

Но можно ли дать универсальный ответ на вопрос, касающийся личного спасения каждого? Однозначно можно сказать, что не следует унывать, «бежать в леса» и ни в коем случае не осуждать тех, кто по каким-либо причинам принял цифровые идентификаторы. Известно также, что никого из великого множества людей, которые твердо отказались от принятия антиимен, Господь не оставил Своим попечением. Десятки людей вопрошали известных в России старцев — приснопамятного протоиерея Николая Гурьянова и архимандрита Кирилла (Павлова). Благословения на замену имени на номер эти мужественные исповедника никому не давали. Батюшка Николай обычно отвечал: «Номер брать нельзя... Но если без него жить не можешь, что ж поделаешь... Помни только, что ты сам за себя перед Господом в ответе будешь...»

А отец Кирилл, как правило, говорил: «Никакие номера принимать нельзя... Сам я брать не буду, а вы поступайте по совести...»

Как созвучны слова современных нам старцев словам апостольским: Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу (Рим. 14, 12). Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание (2 Пет. 1, 10). Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду (2 Ин. 1, 8).

Человек сотворен по образу Божию — свободным и ответственным. Образ Божий в человеке выражается в его душе, в его свободной творческой личности. Человеческое произволение всегда испытывается скорбями и искушениями, которые являются средством нравственного совершенствования христиан. Сам Сын Человеческий Господь наш Иисус Христос возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола (Мф. 4, 1).

Скорби и искушения, попускаемые Промыслом Божиим от мира, плоти и диавола, признаются величайшим даром Божиим человеку. Необходимо только помнить, что они попускаются не только через то, что бедственно и болезненно, но и через то, что по-земному весьма выгодно и полезно. Причем последние являются наиболее тяжкими и опасными, ибо в таких случаях зло действует под личиной добра. Так и ныне — одних искушает лукавый возможным лишением средств к существованию, других — видимыми удобствами и материальными благами. Враг спасения делает все, чтобы люди забыли о главном — спасении бессмертной души. Однако, по слову преподобного Ефрема Сирина: «Боящемуся Господа достаточно свидетельства совести» 402.

Что есть страх Господень? Прежде всего, это нелицемерная боязнь человека обидеть, оскорбить Господа Бога каким-либо лукавым деянием, а тем самым и повредить своему спасению. Посему и говорит авва Ефрем: «Страх Господень — источник жизни. Страх Господень — твердыня души. Страх Господень приводит в порядок духовную мысль. Страх Господень во всяком деле подает благодать боящемуся Господа. Страх Господень просвещает душу. Страх Господень истребляет лукавство. Кто боится Господа, тот подобен свету, указывающему многим путь спасения. Кто боится Господа, тот подобен укрепленному граду, стоящему на горе, и пред лицем Его трепещут лукавые бесы» 403

Сатана или отец лжи больше всего боится, когда на свет Божий выходит правда о его лукавых делах и делах его приспешников. По милости Божией эта правда вышла сегодня наружу. Поэтому и откликнулись миллионы верующих людей чистым свидетельством совести на слова святого апостола Павла: ...не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите пекитесь о добром перед всеми человеками (Рим. 12, 2, 9, 10-11, 17).

Отсюда не истерия и не паника, не страх земной, человеческий перед противником Бога и «сыном погибели», как хотят представить это некоторые недобросовестные люди, а страх Божий, просвещающий души, и желание послужить Господу и ближним в истинной любви руководят православными, которые не боятся обличать мировое зло и бороться с вопиющим беззаконием. Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света (Рим. 13, 11-12).

Ныне, когда мрак безбожия и нечестия все более окутывает землю, как не вспомнить христианам слова Самого Спасителя: Вы — свет мира (Мф. 5, 14).

Поэтому и печалуется святитель Аверкий (Таушев): «Преступно молчать об отступлении, убаюкивать себя и других, что все вполне благополучно, что беспокоиться не о чем... Нельзя молчать о том, что является делом первостепенной важности, как дело спасения душ человеческих!» 404

Полезно при этом вспомнить и слова великого русского православного мыслителя Льва Александровича Тихомирова:

«Антихрист всегда готов явиться, как только его пустят сами же люди. Настоящее время, например, имеет множество признаков конца века, и правы нравственно те, которые предупреждают нас: «Дети, последние времена...»