«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Удивительные слова сказал в одной из своих блестящих проповедей священномученик епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев) в 1927 году: «Сегодня я буду говорить о дьяволе. Удивление? Понимаю вас. В XX веке, в период победного шествия научного знания, в крупнейшем городе страны — центре научных изыскании, откуда ежедневно радио разносит по всему миру клич торжества науки и материализма — и вдруг... в такой обстановке — речь о дьяволе! Какой анахронизм! Какой пережиток! Ведь это — средние века! Кто же теперь верит в существование дьявола? Даже люди, верующие и считающие себя разумно верующими, или понимают евангельские и святоотеческие рассуждения о дьяволе иносказательно, т.е. под дьяволом разумеют грех и силу греха, указывая, что Спаситель говорит о дьяволе, приспосабливаясь к народным поверьям, или, в смущении за наивность Евангелия, просто пожимают плечами, не решаясь сказать свою главную мысль: «Это устарело для нашего времени»...

Сатана не только есть, а действует так, как будто он — хозяин жизни...

Святая Церковь верует, что во главе этого мира зла стоят родоначальники его, первые отпавшие от Бога духи зла... Их задача — борьба со Светом. Их руководство всем миром злых духов клонится к ведению конечной борьбы с Царством Правды, т.е. царством Христа. Отсюда вся жизнь мира есть борьба с добром, насаждение зла или греха, потому что зло и грех — понятия тождественные. И мир добра насыщен невидимыми духами зла, все существование которых преследует одну цель: погасить Свет, уничтожить добро, насадить везде ад, чтобы всюду было торжество мрака и ада. Вот самые основные понятия о царстве зла и его насельниках. Это совершенно реальное царство!.. И если вы не учитываете этой реальности зла, вторгающегося в вашу жизнь, вы совершаете две величайшие ошибки. Первая ошибка: человек уничтожает христианство, обессмысливает его, вынимает его душу, делает христианство мертвым, ненужным. Так в наше время христианство и стало пустотой для очень многих, называющих себя христианами. В чем смысл христианства? В возрождении человека через уничтожение в человеке зла. В чем смысл прихода Христа? В борьбе со злом, в уничтожении зла, в победе над сатаной, освобождении человека от силы зла и его спасении. Апостол так и говорит: ...дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр. 2, 14).И если вы из дела Христова выкидываете, в силу своего маловерия и рассудочности, борьбу с дьяволом и победу над ним, то вы уничтожаете силу христианства. Вы низводите тогда Христа на роль возвышенного моралиста, учившего добру и только. И если вы в свою жизнь, как христиане, не введете борьбу с дьяволом, то вы — мертвецы в христианстве. Оно вам ничего не дает, и будете вы холодные, пустые, сонные, скучные, ничего не получающие от Христа и Церкви. Это так и есть! Разве большинство христиан не таковы? Разве большинство не безжизненны? Так и должно быть! Совершается и вторая величайшая ошибка, когда из жизни христианина улетучивается мысль о дьяволе и необходимости борьбы с ним. Тогда человек сам отдает себя стихии зла, отдает свободно и добровольно. Происходит следующее: человек думает, что все кругом спокойно, врага нет, и он беспечен, живет без оглядки, силы души спят, все душевные движения принимаются как свои, как естественные. Этим состоянием людской беспечности и пользуется сила зла, ибо для нее нет никаких препятствий. Души покойны, души беспечны, души открыты... Бери человека голыми руками без сопротивления. Трагическая картина! Человек уверил себя, что врага нет — все происходит по естественным законам. А враг смеется...

Свободно приходит, когда все открыто, и хозяйничает. Один французский писатель (Гюисманс) сказал изумительные слова: «Величайшей победой дьявола было внушить людям, что его нет». Слышите? Да, это величайшая победа сатаны. Это он внушил. Какой дьявол?! Да его же никогда не было и нет! Это старый глупый предрассудок! И дьявол отошел в сторону. А теперь он зло смеется. Его нет, врага нет... Долой внимание, предосторожность! Он будет хозяйничать. Перед ним все открыто, приходи и в человека и делай с ним, что хочешь. Случилось подобное тому, как если бы воры и бандиты уверили людей, что их нет, что воровства никакого нет. Люди бы открыли настежь двери, предались беспечности. О, как расцвели бы тогда кражи и преступления! Да, в материальных делах люди умно запираются на десять замков, охраняют добро, а сберечь добро души не додумаются. Душа — проходной двор. Все настежь. Воришек боитесь, а духовный бандит вам не страшен! И никакие оправдания не помогут людям. Растлитель и похититель их жизни, их непримиримый, страшный враг — есть. Он без устали делает свое дело. Люди связаны им, они — его послушные рабы. Не говорите: «О, если б нам поосязательнее увидеть его и убедиться, что он есть!» Увидеть его легко. Научитесь смотреть. Вы смотреть не умеете! Вы слепы. Вы себя не видите, а как же вы хотите увидеть дьявола? Вот вы научитесь сперва себя видеть и тогда, поверьте, вы увидите дьявола. Молитесь же, чтобы послал вам Господь добрый ум, трезвую совесть, открыл ваши внутренние глаза, чтобы не забывать вам никогда о своем исконном враге, всегда быть готовым к борьбе с ним, сторожить входы в свою душу, и тогда сила Божия будет одесную вас, и не будет душа ваша связана сатаной...» 249

Слова эти сказаны незабвенным святителем Григорием Шлиссельбургским 75 лет назад. Сегодня каждый православный христианин должен видеть, насколько за эти годы мир приблизился к своему окончательному падению. Поэтому необходимо научиться видеть не только диавола, но и сынов противления, то есть людей, которые являются исполнителями злой воли врага спасения. С отвержением святоотеческого учения о диаволе Православие выхолащивается, то есть лишается живого творческого содержания и превращается во внешний обряд! Где нет подвижничества, там нет Православия.«Великую силу имеет тот, кто подвизается в течение всей жизни, и ежедневно, до последнего издыхания, находится в осторожности от искусителя, которым преследуется... Будем бодрствовать! Установим благое трезвение в храме духа нашего! Если будешь иметь трезвение — благоустроишь дух твой» 250 — назидает верных преподобный Антоний Великий. Каждого человека на всякое время дня и ночи окружают легионы демонов. Они внимательно наблюдают за поведением человека, фиксируя каждое неосторожное его движение. Ни одно слово, ни один поступок человека не проходят незамеченными в мире духовном. Они обязательно вызывают в нем движения ответные, малейшее из которых может привести к серьезнейшим потрясениям в земной жизни и увести от пути спасения в жизни вечной. И стоит человеку сделать неверный шаг, как злые духи начинают незаметно подталкивать его в нужном для них направлении. Иначе говоря, толкать человека на путь погибели.

Необходимо помнить, что лукавые духи имеют великий опыт обольщения человеков. Божественный святитель Игнатий Брянчанинов пишет по этому поводу: «демоны стараются ввести человека в общение с собою и в подчинение себе не всегда явно-греховными помышлениями; они внушают первоначально действия, не имеющие в себе, по-видимому, ничего предосудительного, часто по-видимому добрые, а потом уже, получив влияние и власть над человеком, ввергают его в беззакония, которые, таким образом, суть последствия первоначального последования внушениям демонов. Это показывает, как тесен и прискорбен мысленный путь, с каким трезвением должно шествовать по нему» 251

Посему и глаголет преподобный авва Антоний Великий: «Братия! Будем веровать в Господа нашего Иисуса Христа и поклоняться Ему. Покорим себя Ему, и потщимся исполнять волю Его во всякое мгновение» 252.

Понять волю Божию о себе и согласовать свою волю с волей Божией является главнейшей задачей для каждого православного христианина. Для ее достижения есть один только путь — отказаться от греховной человеческой воли и плотского мудрования и влить жизнь свою в русло Божественного Промысла. Это один из краеугольных камней святоотеческого учения. Об этом напоминает нам святитель Игнатий Брянчанинов: «Правда плотского мудрования, проповедуемая духами, тождественна с правдой, проповедуемой враждебным Богу миром, противоположна Правде евангельской». 253

Правда же евангельская познается только в благочестивом подвиге, цель которого — достижение святости или соединение с Богом через покаяние, отвержение греховной жизни и творение добра Христа ради. В полном согласии с древними подвижниками преподобный отец наш Серафим Саровский возглашает: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божиего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Духа Святаго Божиего. Заметьте, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущаго века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией также не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: ...кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12, 30)» 254.

А вот как говорит о назначении человека преподобный Максим Исповедник: «Бог создал нас для того, чтобы мы стали причастниками Божеского естества, для того, чтобы мы вошли в вечность, для того, чтобы мы уподобились Ему, будучи обожены благодатью...» 255.

Эти великие и драгоценные обетования (2 Пет. 1, 4) дарованы Спасителем всем истинным христианам: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). Почему духоносный святитель Игнатий Брянчанинов и пишет: «Новый Завет всюду именует христианина храмом, домом, сосудом. Цель этого храма, с которою создал его Создатель; цель этого сосуда, с которой устроил его Великий Художник, в том, чтобы он был жилищем Бога, вместилищем даров Святого Духа...

Хотите ли быть храмом Божиим? Желаете ли, чтобы сердце ваше было сосудом даров благодати? — Вручаю вам Евангелие, пусть оно будет правилом вашей жизни. Веруйте в него вашими делами, самой вашей жизнью, — не только мыслью, сердцем и устами...» 256

Святой Дух, вселяясь в человека, преобразует его в обитель Святой Троицы, ибо Отец и Сын нераздельны от Божества Духа. Но возможно это только — при соучастии свободной воли человека путем постепенного и глубокого изменения тварной природы через ее преображение и освящение — для тех, кто делами и самой жизнью «соблюдет слово» Христово. Сокровенная жизнь во Христе — это непрерывная борьба за стяжание благодати — борьба, в которой чередуются восхождения и падения в зависимости от колебаний немощной человеческой воли. Спасение — дело милости Божией, и благодать дается каждому по мере дара Христова (Еф. 4, 7), но в то же время каждый получит свою награду по своему труду (1 Кор. 3, 8), то есть только по тем делам, которые творил он в славу Божию. Злые же дела удаляют человека от Бога и превращают в пленника диавола. Вот как говорит об этом преподобный Симеон Новый Богослов: «Если дел нет, то вера мертва. Если же вера без дел мертва (Иак. 2, 26), то со злыми делами она даже и не есть вера. Ибо мертвое, пока оно недавнее, т.е. только что умерщвленное, называется мертвым; если же оно многодневно, то уже не называют его мертвым, а говорят, что оно гниет, предалось тлению и смердит. Так как двоякие суть дела: богоугодные и богоненавистные, и если вера мертва без дел, как написано, т.е. конечно без дел, угодных Богу, то такая вера, которая не только без дел, угодных Богу, но и с ненавистными Богу делами, как может быть названа мертвою? Нет, она должна называться согнившею и растленною, или, точнее сказать, неверием и нечестием. О сем-то, кажется, говорит и Исайя пророк: «Нечестивый да не видит славы Господней»» (Исайя 26, 10) 257.

Нечестие или беззаконие есть грех (1 Ин. 3, 4), который ныне повсеместно насаждают лукавые духи зла.