Православие и современность. Электронная библиотека

В этих учениях целью воздействия со стороны падших духов является ум, и осуществляется оно на уровне идей (т.е. помыслов) через общение с духами благодаря чтению и изучению оккультной литературы, надиктованной из невидимого мира основателями указанных выше направлений. Итогом такого изучения является развитие чувствительности к помыслам, всеваемым в наш ум из невидимого мира падшими духами, что именуется развитием интуиции; человек становится способным к "прозрениям" в скрытую сторону вещей, к оккультному "пониманию" вещей и событий. Таким образом, оккультизм стимулирует духовную форму общения с невидимым миром, а не чувственную. Однако, возможны и моменты чувственного общения. По крайней мере, основатели этих учений им обладали - иначе они не могли бы их записать5.

Основное содержание этих учений - наукообразные теории и концепции об устройстве невидимого мира, об иерархиях невидимых существ, о влиянии космоса на судьбы человека, народов и материков, об "устройстве" человеческого существа, об эволюции мира, загробном существовании и т.д. Все это путанно, туманно и малопонятно излагается на страницах многотомных и очень толстых трактатов, изучение которых способно занять многие годы. Если в этих учениях и присутствуют какие-либо советы практического характера по изменению образа жизни, по изменению своей психики и физиологии, то они стоят на втором плане. На первом плане - интеллектуальные спекуляции, чье содержание дает широчайшие возможности человеку превозноситься над всеми другими людьми и лелеять свое самодовольство и гордыню. Эти учения рассчитаны на интеллектуалов и людей созерцательного склада ума. Обычные психологические следствия изучения оккультизма, как показывает опыт,- развитие в человеке холодности, цинизма, презрения к людям, душевной пустоты, внутреннего бессилия и какой-то полной внутренней потерянности, незнания того, что делать с собой в этой жизни, приводящие к отчаянию и унынию. И все это - на фоне все возрастающей гордыни, тщеславия и чувства собственной богоизбранности.

Во втором потоке - психофизиологическом - акцент ставится на практику психофизиологических методов перестройки своего организма, и поэтому данное направление чревато необратимыми последствиями для здоровья. Человек становится открытым объектом для нападения существ невидимого мира, и способен так нарушить ход своих физиологических процессов, что ни один врач не в состоянии понять, что с ним случилось. К этому потоку можно отнести следующие направления:

- различные виды йоги: хатха-йога, раджа-йога, мантра-йога (к ней примыкают кришнаизм и "трансцедентная медитация"), даосская йога или мистический даосизм (он является психофизиологической основой, наряду с буддизмом, для ушу, каратэ, и др. восточных методов единоборств, а также для таких китайских оздоровительных систем как цигун и др.

o - методы тибетского буддизма;

o - тантрические методы;

o - методы "Всемирного Белого Братства" О. Айванхова;

o - метод Перепелицына;

o - метод Порфирия Иванова;

o - наркотики (ЛСД-терапия С. Грофа);

o - ванна Д. К. Лилли;

o - дыхательные техники (голотропное дыхание С. Грофа и др.)

o и т.д.

Этот список включает в себя как традиционные восточные, так и модернизированные и научно "обоснованные" их модификации, применяемые в психотерапии, а также некоторые наши "доморощенные" методы, типа метода П. Иванова. Если в традиционных методах довольно простая и примитивная теория, то модернизированные методы могут опираться на солидные научные исследования, которые, тем не менее, касаются мира феноменов и иллюзий, открываемого, например, наркотиками или дыхательными упражнениями (как в методиках С. Грофа) - т.е. того же невидимого мира.