Православие и современность. Электронная библиотека

а) незаконным путем, в обход тех запретов, которые положил нам Господь (из-за нарушения Воли Божией такое проникновение могло привести лишь к общению с падшими духами, чья цель - погубить человечество, а склонность - творить одно только зло);

б) с умом и сердцем, не очищенными покаянием, что делает их инструментами, дающими неправильные показания относительно невидимого мира, неспособными распознать источник такого познания;

в) без учета тысячелетнего аскетического опыта православных подвижников, которые показали, что стремление к спасению неизбежно сталкивает человека с демонами, и лишь упорная и длительная борьба с их влияниями может удостоить общения с вестниками Божиими - Ангелами (этот порядок является законом духовного мира для нас, грешных людей, и нам его являет Сам Спаситель своим сорокадневным постом в пустыне, когда сначала сатана искушал Его, и лишь вслед за этим, после преодоления искушений, Ангелы стали служить Ему (Мф. 4, 11); та же последовательность обнаруживается и в житиях православных подвижников (5, т.3, с.52-53).

Таким образом, неправославные, прорываясь в невидимый мир, неизбежно должны были столкнуться сначала с демонами; но так как они не распознавали их, то, конечно же, Ангелы оставались для них недоступны. Следовательно, получаемые ими учения заведомо ложны, ибо происходят от демонов - служителей отца лжи.

3. Следствием знакомства с оккультными и восточными учениями является подпадание под власть падших духов, преждевременное и часто необратимое развитие чувственного общения с невидимым миром, неизбежно ограниченное лишь областью падших духов (что делает его неполноценным и ложным), способное навсегда заградить путь к подлинному спасению души, повергая человека под власть сатаны.

4. Запутанный, сложный и объемный характер оккультных учений препятствует возможности охватить их целиком, одним умственным взором, что делает содержательную критику их идей крайне затруднительной. Кроме того, для знакомства с этими идеями требуется значительное время, которое может оказаться достаточным для "отравления" влияниями из мира падших духов, всеваемыми через эти идеи. Поэтому, следуя словам Спасителя "по плодам их узнаете их" (Мф. 7, 16), при столкновении с некиим неизвестным духовным учением, следует, может быть, анализировать не столько само учение, сколько особенности личностей тех людей, которые несут его в мир - главным образом, личность основателя. Святой апостол Иоанн Богослов пишет: "Всякий, пребывающий в Нем (т.е. в Боге) не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Дети! да не обольщает вас никто. ...Кто делает грех, тот от диавола ... Дети Божий и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего (1 Ин. 3, 6-10). Если мы обнаруживаем любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23), то это плоды Духа Святого. Не все то, что кажется с виду любовью, является таковой. Истинная любовь, по апостолу Павлу (1 Кор. 13, 4-8) "долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит". Там же, где мы обнаруживаем вражду, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ненависть, бесчинства, блуд, нечистоту, прелюбодеяния, волшебство, идолослужение, там не может быть веяния Духа Святого - это плоды зла (Гал. 5, 19-21). Поэтому можно утверждать, что критерием того, говорит человек истину или ложь относительно вещей невидимых и духовных является не столько содержание его слов (оно может быть очень благонамеренным), сколько наличие или отсутствие на нем благодати Святого Духа. Об этом наличии мы и узнаем по делам его.. Впрочем, для опытных, возможно и непосредственное ощущение безблагодатности неправославных учений.

Итак, способность воспринимать, познавать и оценивать вещи и события духовного порядка прямо пропорциональна степени чистоты сердца и ума познающего. Последняя же - плод Духа Святого, который подается лишь покаянному и сокрушенному сердцу. И обратно - ложность учения пропорциональна греховности его основателя. Таков основной психологический вывод, к которому мы должны придти.

От греха избавляет покаяние, а его-то и нет в восточных и оккультных учениях. Значит, они ложны, при всей их кажущейся убедительности. Апостол Павел говорит: "И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией" (1 Кор. 2, 4-5)11.

Восточные и оккультные учения ставят благие цели, но дают негодные средства - в этом их недостаток и опасность. Да сохранит нас Господь от всякого обмана и соблазна! Аминь!

Литература

1. Бейли А. А. Посвящение человеческое и солнечное. Нью-Йорк, 1966.

2. Беседы схиархимандрита Оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми. СПБ., 1991.

3. Бродов В. В. Индийская философия нового времени. М., 1967.