Православие и современность. Электронная библиотека

11. Знаки агни-йоги. Рига, 1929.

12. Киль Дж. Операция "Троянский конь".- в ж. Наука и религия, М., 1989, № 12, 1990, №№ 1, 2, 4.

13. Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время.

14. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПБ, 1903.

15. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Париж, 1973.

16. Письма Елены Рерих (1929-1938 гг.): в 2-х томах. Рига, 1940. T.I.

17. Поучение преп. Серафима Саровского о молитве Иисусовой. Типография преп. Иова Почаевского, Свято-Троицкий Монастырь, Джорданвилль, 1988.

18. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Сергиев Посад, 1908.

19. Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послания и слова. М., 1880.

20. Провозвестие Рамакришны. СПБ, 1915.

21. Рамаянанда Свами. Крийя-йога. Рига, 1932.

22. Сахаров Б. Духовная стрельба из лука или открытие третьего глаза. Бейрут, 1954.

23. Священник Родион. Люди и демоны. Образы искушения со- временного человека падшими духами. СПБ, 1991.

24. Семенов-Тяншанский (епископ Александр). Православный катехизис. М., 1990.

25. Серафим (Роуз), иеромонах. Душа после смерти. М., 1991.

26. Сидоров В. На вершинах. М., Советский писатель, 1988.

27. Старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов) и Седмиезерная Казанская Богородичная пустынь. М., Русский мир. 1991.

28. Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию. М., 1955.

29. Читающий да разумеет //Наш современник. № 9. 1991.

30. Философские тексты "Махабхараты". Вып. 1. Книга 2. Бхагавадгита. Ашхабад, Изд-во "ЫЛЫМ". 1978.

31. SI.Sivananda Swami. Japa-yoga. Himalayas, 1967.

32. Sivananda Swami. Samadlu-yoga. DehIi, 1960.

1 Любопытно, что в адаптированных для европейцев курсах йоги этическая часть практически выбрасывается, и человек, в своем греховном состоянии, бросается сразу же в психофизическую практику асан, пранаямы и медитации, деформирующих его психику и физиологию. Сами йоги (индусы, а не европеизированные учителя, гоняющиеся за славой и наживой) предупреждают, что без этической подготовки заниматься йогой опасно. Известный йог Шивананда писал: "без овладения этическим воспитанием нельзя достигнуть успеха в медитации" (32, с.14). Мы, в свою очередь можем сказать, что и в молитве "этическая подготовка" очень важна, но покаяние не сопоставимо с "яма" и "нияма" йоги

2 Для православного христианина, конечно же, главным методом будет выяснение соответствия любого учения учению Православной Церкви. Но поскольку эта книга предназначается людям не-православным, не-церковным или мало-церковным, мы вынуждены акцентировать внимание на методах, не касающихся содержания учений

3 У кришнаитов этим верховным Божеством считается Кришна; в других индусских религиозно-философских системах по-другому. То есть, с позиции кришнаитов, Кришна не тварное существо, а творец твари, но творит он (и это общая идея, объясняющая пантеизм индусов, т.е. представление, что тварной мир и Бог - одно и то же) из самого себя. Как паук плетет паутину из состава своего тела, так и Кришна "выдыхает" из себя весь мир. С христианской точки зрения, Бог и этот мир - принципиально различные реальности. Существует особая сфера бытия Бога, недоступная, в нашем падшем состоянии, ни нашему уму, ни нашим чувствам. Помимо этой сферы, имеется мир, сотворенный Богом из ничего, включающий в себя сферу видимого и сферу невидимого. Для христианина признание того, что Бог и тварный мир по существу одно и то же, означает лишь признание, что такой Бог сотворен. Такое божество в восточных религиозно-философских системах, не признающих личного Бога, выступает как принцип организации и функционирования видимого мира, как некое обобщение фундаментальных свойств всего сотворенного. Таковы, например, китайское Дао, обозначающее "путь всех вещей", или китайское Тайцзи, что означает "Великий Предел", т.е. предельное обобщение закономерностей этого земного бытия, отражающее двойственный характер последнего, постоянную смену в нем тьмы и света, холода и тепла, добра и зла, положительного и отрицательного. Такая цикличность процессов известного нам мира - будь это чередование действия абстрактным начал Инь и Ян в китайской философии, или пробуждений и сна Кришны у индусов - несет в себе безысходность бесконечно повторяющейся бессмыслицы, того, что в народе именуется "бес по кругу водит". Ибо сатана и не может вести по прямой, "по правде", но лишь вращаться в хороводе бесконечно повторяющегося и бесплодного разнообразия собственной лжи, в пределы которой он сам себя заключил своим отпадением от единственной свободной, животворящей и ведущей в неповторимые силы - Бога

4 На страницах "Бхагавадгита" - одного из главных священных текстов кришнаитов - Кришна демонстрирует своему ученику Арджуне истинный свой облик, или "всевышний владычный образ", который иначе как сатанинским не назовешь: "Арджуна сказал: ...вижу тебя (т.е. Кришну) со многочисленными руками, чревами, устами, глазами, везде бесконечно многообразного; ни начала твоего, ни середины, ни конца также не вижу, о владыка всеобразный ... Образ твой великий с многочисленными зевами и очами, о мощнорукий, с многочисленными руками, бедрами, ступнями, многочисленными туловищами, с многочисленными выступающими клыками, миры узрев, трепещут, также и я; ... Выступающие клыки твои и зевы увидав, подобные пламени всеуничтожающего времени, я не узнаю сторон, не нахожу спасения; умилосердись, о владыка богов, прибежище мира. Эти все сыновья Дхритараштры вместе со множеством властителей земли ... вступают поспешно в твои зевы с торчащими клыками, наводящими ужас, некоторые, повиснув между зубов, виднеются с размозженными головами ... Отовсюду ты облизываешь миры, их целиком поглощая пламенными устами; наполнив сиянием весь преходящий мир, твой ужасный жар его накаляет ... Поведай мне, кто ты, ужаснообразный ... ибо я не постигаю твоих проявлений. Я семь время - отвечает Кришна; - возрастая я причиняю разрушение миру; для уничтожения миров я здесь продвигаюсь ..." (Философские тексты Махабхараты. Вып. 1, кн. 1. Бхагавадгита. Пер. Б.Л. Смирнова. Ашхабад: "Ылым" 1978 г., стр.197-199) (30).Из слов апостола Павла мы знаем, что главою "державы смерти", каким здесь предстает Кришна, является диавол (Евр. 2, 14). Бог же есть "путь, истина и жизнь" (Ин. 14, 6). Любопытно, также, что само имя "Кришна" переводится как "черный" (30, с.323), ибо, по преданию, он имел темную (даже темно-синюю) кожу. Невольно, по контрасту, вспоминаются слова Спасителя: "Я - свет пришел в мир" (Ин. 12, 46)

5 Вот пример того, как вступила в контакт с невидимым миром чувственным образом основательница агни-йоги Е. И. Рерих: "Это случилось примерно между 1907 и 1909 годами. Вечером она осталась одна и рано легла спать. Проснулась внезапно от очень яркого света и увидела в своей спальне озаренную ярким сиянием фигуру человека с необыкновенно красивым лицом. Все было насыщенно такими сильными вибрациями, что первой мыслью Елены Ивановны была мысль о смерти. Однако вскоре мысль о смерти отступила, заменилась необычным, ни с чем не сравнимым присутствием Высшей Силы. Так состоялось посещение Учителем Е. И. Рерих" (цитируется по рукописи неопубликованной книги Беликова "Духовная биография Н. К. и Е. И. Рерих"). Такого рода явления хорошо известны православным подвижникам. Вот что случилось в Оптиной пустыни при жизни преп. Амвросия Оптинского. "Был у нас флигелек, где жил один инок - рассказывает оптинский старец, схиархимандрит Варсонофий.- С ним однажды был такой случай - после вечернего правила он увидел, что в его келий сидит какой-то человек, преклонных лет, и говорит ему: "Что ты здесь, только небо коптишь, вернись к прежним занятиям своим, ты там принесешь гораздо больше пользы и будешь, получая хорошее содержание, жить в свое удовольствие..." - "Но как уйти отсюда? Двери скита крепко закрыты". - "Ты об этом не беспокойся, только пожелай, и я мгновенно перенесу тебя. У ворот уже стоит тройка". - "Но кто же ты? Верно демон?" - "Да". - "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!" - воскликнул пришедший в ужас инок, и злой дух исчез. Было около 12 часов ночи, когда он прибежал к батюшке о. Амвросию и рассказал ему о случившемся. "Да, страшное видение ты имел,- сказал старец,- у тебя был восьмилегионный бес, и кому он является, почти всегда того убивает". - "Что же я-то спасся?" - "Господь известил меня, что ты в опасности,- ответил о. Амвросий,- и я встал на молитву, и тебе Господь напомнил о страшном и славном Имени Своем, от которого трепещут адские силы." (2, с.20-21). К сожалению, Е. И. Рерих не вспомнила этого страшного и славного Имени, не перекрестилась сама и не перекрестила пришедшего, не призвала его к молитве и не вопросила с твердостью: "Кто ты?" (что рекомендуют делать св. Отцы при таких явлениях (5, т.3, с.38-53). Не было рядом с ней и преп. Амвросия, чтобы молиться за нее. В гордыне своей она сочла себя достаточно совершенной и вполне достойной божественного видения, не усомнилась в нем и впала в прелесть, став орудием и проводником демонических сил. "Диавол пришел однажды к старцу преобразившись и в великом свете, говоря: "Я - Христос". Старец, закрыв глаза, сказал: "Я недостоин видеть Христа, Который Сам сказал: "мнози приидут во имя Мое, глаголюще, аз семь Христос: и многи прельстят" (Мф. 25, 5). Диавол, услышав это исчез; старец же прославил Бога... И это тебе должно знать, что иногда бесы разделяются на части: сперва они приходят в своем виде, потом другие - в виде Ангелов, как бы в помощь тебе" (5, т.3, с.47)

6 В брошюре "Люди и демоны. Образы искушения современного человека падшими духами" (23, с.94), ее автор, свящ. о. Родион указывает, что если у человека страстного, слабоверного, духовно неопытного или даже некрещеного возникает какое-либо сверхъестественное дарование (а это мы наблюдаем сейчас сплошь и рядом), то оно гибельно для него, ибо может укрепить в нем гордость, тщеславие, самомнение, приводящие к духовной смерти. Как указывает свят. Игнатий Брянчанинов, "истинные праведники не только не желают быть чудотворцами, но и, когда дается им дар чудотворения, отказываются от него. Они не только не хотят этого пред очами человеков, но и в себе, в тайне сердец своих. Некоторый из святых отцов, по причине чистоты своей, получил от благодати Божией дар провидеть приходивших к нему; но он просил у Бога, умолив и друзей своих молиться о том же, чтобы этот дар был взят у него. Если некоторые из святых приняли дар, то приняли по требованию нужды или по причине простоты своей; другие приняли по указанию Божественного Духа, действовавшего в них, а отнюдь не случайно, без причины..." (4, с.33-34)