Православие и современность. Электронная библиотека
Святитель Игнатий связывает особенности нашего тела с целью нашей земной жизни. Он пишет: "При размножении человечества в его настоящем состоянии падения, тело приносит душе весьма сходное служение с тем служением, которое исполняют пелены для новорожденного тела. Обернутое пеленами тело младенца получает правильность, без пелен члены его, по мягкости своей, могли бы получить уродливые формы: так и душа, облаченная в тело, закрытая и отделенная им от мира духов, постепенно образует себя изучением Закона Божия, или, что то же, изучением христианства, и стяжавает способность различать добро от зла (Евр. 5, 14). Тогда даруется ей духовное видение духов и, если то окажется сообразным с целями руководствующаго ею Бога, чувственное, так как обман и обольщение для нее уже гораздо менее опасны, а опытность и знание полезны. При разлучении души от тела видимою смертью, мы снова вступаем в разряд и общество духов. Из этого видно, что для благополучного вступления в мир духов необходимо благовременное образование себя законом Божиим, что именно для этого преобразования и предоставлено нам некоторое время, определяемое каждому человеку Богом для странствования по земле. Это странствование называется земною жизнью" (5, т.3, с.12-13).
Таким образом, из всего вышеприведенного ясно, что:
1) Господь преднамеренно лишил нас возможности общения с невидимым миром исключительно для нашей пользы;
2) назначение этой земной жизни не включает в себя необходимости познания невидимого мира, а служит цели приуготовления к контакту с ним, который во всей своей полноте возможен лишь после смерти;
3) контакт и общение с невидимым миром в нашем земном состоянии опасен и вреден для нашей души.
Эти выводы надлежит нам хорошенько запомнить.
Самовольное проникновение в невидимый мир недопустимо
Из всего сказанного ясно, что любые самовольные попытки проникнуть в невидимый мир и установить с ним контакт опасны и грозят катастрофическими и непоправимыми последствиями. В нашем нынешнем падшем и греховном состоянии, полнота знания о всем сущем не полезна и чревата нашей гибелью. Нам нужен минимум знаний, который бы обнимал исключительно лишь то, что необходимо для спасения, а не для удовлетворения нашего любопытства. Следовательно, ограниченность наших возможностей в познании предопределена самим Господом для нашего блага. "Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится" - пишет ал. Павел (1 Кор., 13, 9-10). Только когда человек научается различать добро от зла - свидетельствует святитель Игнатий Брянчанинов,- ему дается духовное видение духов, и (если это соответствует замыслу Божий), как исключение - чувственное видение.
Правильный порядок движения к познанию невидимого
Итак, последовательность нашего движения в познании, в идеальном случае, и в условиях нашего телесного земного существования, может быть разделена на три обязательных и идущих друг за другом этапа:
1) этап изучения Закона Божия (с целью приобретения способности ясно различать добро и зло и развития навыка творить добро);
2) этап духовного видения невидимого мира;