Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие
Святитель Агафон, папа Римский [177]
Всем людям присуще желание… Если человек по природе обладает способностью желания, то и Господь по естеству обладает способностью желания, не только потому, что Он — Бог, но и потому, что сделался человеком. Ибо, подобно тому, как Он воспринял наше естество, так воспринял Он по естественным законам и нашу волю… «Придя, — говорит святое Евангелие, — на место, сказал: жажду. И дали ему вино, смешанное с желчью, и вкусив, не хотел пить» (Мф. 27:34; Ин. 19:28-29). Итак, если Он возжаждал как Бог, и, вкусив, не хотел пить, то следовательно Он был подвержен страданию как Бог, ибо как жажда, так и вкушение есть страдание. Если же Он возжаждал не как Бог, то непременно как человек, и обладал способностью желания, так же, как и человек… Мы утверждаем, что в Господе нашем Иисусе Христе два также и действия… Сила чудес была деятельностью Его Божества, а дела рук и то, что Он захотел и сказал «хочу, очистись», было деятельностью Его человечества. Преломление хлебов и то, что он услышал прокаженного и то, что сказал «хочу, очистись» — это было тем, что совершено Его человеческим действием, а умножение хлебов и очищение прокаженного было делом Божественного естества…
Преподобный Иоанн Дамаскин [178]
Плоть же Господа, по причине чистейшего соединения со Словом… обогатилась божественными действованиями, никоим образом не претерпев лишения своих естественных свойств, ибо она совершала божественные действия не своей собственной силой, но по причине соединенного с ней Слова, так как Слово через нее обнаруживало Свою силу. Ибо раскаленное железо жжет, владея силой жжения не вследствие естественного условия, но приобретая это от своего соединения с огнем. Итак, одна и та же плоть была и смертна по своей природе, и животворна по причине ипостасного соединения со Словом. Подобным образом говорим и об обожествлении воли — не так, что естественное движение изменилось, но так, что оно соединилось с божественной Его и всемогущей волей и сделалось волей вочеловечившегося Бога.
Преподобный Иоанн Дамаскин [179]
Он — Бог от Бога, безначального Отца безначальный Сын, бестелесного — бестелесный, непостижимого — непостижимый, вечного — вечный, неприступного — неприступный, невместимого — невместимый, бессмертного — бессмертный, невидимого — невидимый, слово Бога и Бог, через Которого все приведено в бытие — то, что в небе и что на земле… Будучи таким и пребывая во Отце, и имея Отца пребывающим в Себе, не отделяясь от Него и совершенно не оставляя Его, Он сошел на землю и воплотился от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечился, став… равным нам во всем, кроме греха, чтобы, пройдя через все наше, воссоздать и обновить того первого человека, а через него и всех рожденных и рождающихся, подобных своему прародителю.
Преподобный Симеон Новый Богослов [180]