Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие
«Сам убо, Господи, Твоим гласом предлежащия (Дары ) преложи… Сам Духа Твоего Всесвятаго ниспосли, яко да, пришедый святым и благим и славным Твоим присутствием, освятит и преложит предлежащия честныя и святыя Дары сия в самое Тело и Кровь нашего Искупителя»…
Литургия святителя Григория Богослова [268]
Иерей:
«Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия дары сия».
Диакон:
«Благослови, владыко, святый хлеб».
Иерей:
«И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего».
Диакон:
«Аминь. Благослови, владыко, святую чашу».
Иерей:
«А еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего».
Диакон:
«Аминь. Благослови, владыко, обоя».
Иерей:
«Преложив Духом Твоим Святым».
Диакон:
«Аминь, аминь, аминь».
Иерей:
«Якоже быти причащающимся во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение».
Литургия святителя Иоанна Златоуста [269]
Удостоившись Божественных Таин, вы соделались сотелесниками и единокровными Христу… Он некогда в Кане Галилейской претворил воду в… вино; что же невероятного, когда Он вино претворяет в кровь?.. Поэтому с уверенностью будем причащаться сего как Тела Христова и как Крови Христовой, потому что под образом хлеба дается тебе Тело и под образом вина дается тебе Кровь, чтобы, причастившись Тела и Крови Христовых, соделаться тебе сотелесником и единокровным Христу. Так делаемся мы христоносцами, потому что Тело и Кровь Христовы сообщены нашим членам. Так, по словам блаженного Петра, мы бываем «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4).
Святитель Кирилл Иерусалимский [270]
В Православной Церкви обычно называют семь таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Брак, Священство и Елеосвящение. Обычай считать количество таинств не является древней традицией: он был заимствован из Католической Церкви… Все существующее в Церкви и принадлежащее ей — суть благодатно и таинственно. Наши молитвы, благословения, добрые дела, мысли, поступки — все участвует в «жизни бесконечной». А все греховное и мертвое освящается и оживает силою Бога Отца, во Христе и Святом Духе. Так, через Господа, все становится таинством, частицей Таинства Царства Божия, переживаемой уже сейчас, в этом мире.
Протоиерей Фома Хопко [271]