Церковь. Небо на земле

Там же. 1, 15.

Там же. 1, 16.

Т.е. чины приема в Церковь.

Основные принципы отношения к инославию 1, 17.

Там же. 1, 20.

Богословие «нового Израиля» восходит к апостолу Павлу, противопоставлявшему «Израиль Божий» (Галл. 6, 16), т. е. Церковь, «Израилю по плоти» (1 Кор. 10:18), т. е. народу израильскому. Это богословие нашло отражение в святоотеческих творениях, в том числе тех, что были направлены против иудеев. В последнее время учение о христианской Церкви как о новом Израиле стали называть «заместительной теологией» (в том смысле, что Церковь как бы заместила собой богоизбранный народ израильский). Западное либеральное богословие увидело в «заместительной теологии» признаки антисемитизма и отказалось от него. Однако, с точки зрения Православной Церкви, учение о новом Израиле не имеет никакой антисемитской подоплеки, так же как антисемитскими нельзя назвать сочинения отцов Церкви, содержащие полемику с иудаизмом. Учение о Церкви как о новом Израиле составляет неотъемлемую часть Предания христианской Церкви и в качестве такового не подлежит пересмотру.

Климент Александрийский. Строматы 7, 5.

Киприан Карфагенский. О единстве Церкви. С. 297.

Ириней Лионский. Против ересей 3, 24, 1 (Творения. М., 1996).

Там же.

Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии 3, 4 (Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Изд. 2-е. Т. 1–12. СПб., 1899–1906. Т. 2. Кн. 1. С. 331–332).

Иоанн Златоуст. Беседы на Быт 32, 1 (Т. 4. Кн. 1. С. 337).

Анастасий Синаит. Слово о святом собрании и о том, что не следует судить и памятозлобствовать (Избранные творения / Вступ. ст., пер. и комм. А.И. Сидорова. М. 2003. С. 308).

По имени римского пресвитера Новациана, в 251 году узурпировавшего Римскую кафедру.

Название восходит к имени Доната, избранного в 312 году на Карфагенскую кафедру, которую занимал Цецилиан. Сторонники Доната утверждали, что посвящение Цецилиана было недействительным, поскольку рукоположивший его епископ проявил слабость во время гонения императора Диоклетиана.

Амвросий Медиоланский. О покаянии 1, 6.

См.: Иларион (Троицкий), свщмч. Очерки по истории догмата о Церкви. С. 316–323 (Творения: В 3 т. М., 2004. Т. 1).

Оптат Милевийский. О расколе донатистов 5, 4. De schisma Donatistarum. CSEL 26, 1893, 127.

Там же. 126–127.

Там же. 32.

Августин. Псалом против партии Доната 8–20 (Œuvres de saint Augustin. 28. IV-me série: traités antidonatistes. Volume I. Traduction de G.Finaert. Introduction et notes par Yves M.-J.Congar. Paris, 1963. P. 150–152).