Церковь. Небо на земле

Григорий Богослов. О себе самом и о епископах 33–38 (Перевод с греческого священника Алексия Ястребова. См.: Церковь и время № 1 (22), 2003. С. 112–172).

Симония, т. е. взимание денег за рукоположение в священный сан, являлась одним из наиболее распространенных пороков высшего духовенства разных эпох. 29-е Апостольское правило гласит: «Если епископ, или пресвитер, или диакон получит это достоинство при помощи денег, да будет извержен и он, и тот, кто его поставил, и да будет отсечен от общения…»

Епископ, священник или диакон, употребивший «влияние мирских начальников» для получения священного сана, по церковным канонам должен быть извержен из сана (30-е Апостольское правило, 3-е правило Никейского Собора).

Симеон Новый Богослов. Гимн 58 (Симеон Новый Богослов. «Прииди, Свет истинный»: Избранные гимны в стихотворном переводе игум. Илариона (Алфеева). СПб., 2000. С. 170–171).

Там же. С. 174.

Там же. С. 172–173.

Там же. С. 174.

Кирилл Иерусалимский. Поучение огласительное 18, 23 (Catecheses ad illuminandos 1–18. PG 33, 369–1060).

Там же. 18, 27.

Там же. 18, 26.

Киприан Карфагенский. О единстве Церкви. С. 297.

Иоанн Златоуст. Беседы на 1 Кор. 32, 1 (Творения. Т. 10. Кн. 1. С. 315).

Афанасьев Николай, протопресвитер. Церковь Духа Святого. Париж, 1971. С. 4–5.

Там же. С. 5.

Там же.

Игнатий Богоносец. Послание к Смирнянам 8 (Ранние отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1988. С. 101–156).

Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Православие в современном мире. Клин, 2002. С. 100–101.

Хомяков А.С. Избранные сочинения. Нью-Йорк, 1955. С. 266.

Хомяков А.С. Церковь одна. М., 2005. С. 37.

Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков // Собрание сочинений. Т. 5. Париж, 1997. С. 86.

Флоровский Г.В. Кафоличность Церкви // Избранные богословские статьи. М., 2000. С. 143–145.

Там же. С. 156–157.

Флоровский Г.В. Евхаристия и соборность // Избранные богословские статьи. М., 2000. С. 75.

Там же. С. 76.

100

Там же. С. 77.

101

См. комментарий к «Письму 58, Квинту, о крещении еретиков» Киприана Карфагенского в Patrologia Latina Database. Ed. Chadwyck – Healey. 1993–1995.

102

Правда, необходимо оговориться, что в Древней Церкви епископы избирались народом, а не назначались архиерейскими синодами, как это почти повсеместно принято сегодня, и в этом смысле на Соборах они были законными представителями своей паствы. Именно этим, а не неучастием мирян, современные Архиерейские Соборы отличаются от Поместных Соборов Древней Церкви.

103

Афанасьев Николай, протопресвитер. Церковь Духа Святого. С. 12.

104