Церковь. Небо на земле

«Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненная языки раздаяше, в соединение вся призва…» В этих словах кондака праздника Пятидесятницы проводится параллель между тем, что происходило на заре человеческой истории – столпотворением Вавилонским, и тем, что произошло в пятидесятый день по Воскресении Христовом – сошествием Святого Духа на апостолов. Тогда люди, одержимые безумной идеей построить башню, которая достигала бы до неба, были наказаны Богом: они заговорили на разных языках, перестав понимать друг друга (Быт. 11:4–7). А в день Пятидесятницы каждый из сотен людей, пришедших в Иерусалим, услышал апостолов, говорящими на его родном языке (Деян. 2:5–11). Безбожное строительство стало причиной разделения человечества, а сошествие Святого Духа объединило всех людей в единое Тело, единую Церковь, где все понимают друг друга, потому что проникнуты одним духом, живут ради одной цели.

Церковь Христова – это то место, где «хорошо нам быти» (Мф. 17:4), та Фаворская гора, на которую Господь возводит нас как своих присных и любимых учеников, где Он преображается перед нами, где сияют нам лучи Его Божественной славы. Церковь Христова – это та божественная гора, на которую, подобно Моисею, мы восходим, чтобы уже не во мраке, но в ослепительном и неизреченном свете увидеть Господа.

В Церкви мы духовно преображаемся. Господь освящает нас через святые Свои Таинства, особенно через Причащение Святых Христовых Тайн, когда мы становимся, по слову апостола Петра, «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4), когда Само естество Бога Живого соединяется с нашим естеством: наше тело приобщается к Телу Господню и наша кровь становится Кровью Христовой.

Мы веруем, что Церковь едина, хотя и разделена на многие поместные Церкви, которые осуществляют свое служение в разных странах. И каждая поместная Церковь вмещает в себя всю полноту Вселенской Церкви Христовой, потому что в каждой такой Церкви зримо присутствует Сам Господь Иисус Христос и действует Святой Дух. Церковь сегодня осуществляет служение во всех уголках вселенной, на всех континентах. Православные храмы сегодня есть и в Европе, и в Азии, и в Африке, и в Америке – в Южной и Северной, в Австралии и даже в Антарктиде.

Каждый храм – вместилище благодати Божией. Бывают храмы величественные, а бывают маленькие и скромные. Но нет такого храма, который был бы способен вместить все величие Божие. Нет такого храма, который был бы так мал, чтобы в него не вместился Бог. Для нас любой храм драгоценен именно тем, что здесь Бог присутствует в Таинствах, и прежде всего в таинстве Святой Евхаристии, во всей Своей полноте. По молитве Церкви на вещественные и материальные хлеб и вино сходит Дух Святой и они становятся Телом и Кровью Христа. И нас, недостойных по своей жизни, Господь удостаивает быть причастниками Святых Христовых Таин. И в этом священном причастии мы вмещаем в себя всю полноту Божества, и Господь вселяется в наши сердца, души и тела, и мы становимся «родом избранным, царственным священством, народом святым» (1 Пет. 2:9).

Господь по Своей милости привел нас в Свою Церковь, сделал нас ее членами, чтобы наполнить нашу жизнь новым содержанием и вывести из той духовной пустоты и расслабленности, в которой живут многие современные люди. Теперь мы уже не рассеянные овцы, но собранные воедино, в Его Святую Церковь, которая является Его паствой.

Почему Господь привел нас в Свою Церковь и чего Он от нас ожидает? Господь ожидает от нас прежде всего ответственной христианской жизни. Он хочет, чтобы мы были христианами не только на словах, но и на деле, не только назывались православными, но и поистине правильно славили Бога и исповедовали православную веру. А это значит, что мы должны постепенно приходить из глубины неведения, в котором многие из нас находятся, в познание силы Божией и Его заповедей.

Господь хочет, чтобы вера жила в нас и оказывала воздействие на нашу жизнь, на наше сердце, на наш ум и на наше поведение, чтобы образом жизни мы отличались от неверующих людей, чтобы те плоды духовные, к которым мы приобщаемся в Церкви через Таинства, были явлены всем.

Соединение с Господом возможно только через Церковь Христову, ибо именно в ней Сам Господь является Совершителем Таинств. Божественная литургия – это не что иное, как повторение, продолжение той самой Тайной Вечери, на которой Господь Иисус Христос, преломив хлеб, раздал его Своим ученикам со словами: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое». И, взяв чашу с вином, благословил и сказал: «Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26–28). Именно из рук Господа принимаем мы причастие Святых Таин и получаем обильные и богатые благословения.

Наша Церковь является апостольской не только потому, что была основана апостолами, но и потому, что через преемство рукоположений благодать Божия сохраняется в ней до сего дня. И по учению нашей Святой Церкви там, где есть апостольское преемство, благодать Божия присутствует во всей полноте, а где апостольское преемство прерывается, там и благодать Божия оскудевает и прекращается.

Это учение, сформулированное еще во II веке, сохраняется в Православной Церкви неповрежденным. И именно в этом преемстве, которое идет от самих апостолов, в единстве между епископами, священниками, диаконами и народом Божиим залог того, что Церковь Христова будет существовать до конца истории и врата адовы не одолеют ее.

На протяжении многих столетий люди задавались вопросом: что означают слова Христа «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18). В православной традиции эти слова воспринимаются как указание на то, что Церковь, которую основал Господь Иисус Христос, стоит на апостольской вере. Именно апостолам Он поручил миссию проповедовать Свое Евангелие по всему миру. Именно апостолы были теми учениками Христа, которые шли в разные страны и везде, куда бы они ни приходили, основывали Христову Церковь. И чтобы Церковь продолжала свое бытие, в каждом месте, куда приходили апостолы, они рукополагали епископа как своего преемника и как главу апостольской христианской общины. А епископы рукополагали других епископов, чтобы благодать Божия никогда не оскудевала в Церкви Христовой. Так от самих апостолов через многие поколения епископов благодать Божия дошла до наших дней, до сегодняшней христианской Церкви.

Что означает в нашей современной Православной Церкви апостольское преемство иерархии? Прежде всего то, что во всякой епархии, на всяком месте Церковь управляется поставленными от Бога епископами. И в каждой конкретной епархии епископ является предстоятелем этой местной Церкви. Он является таковым не в силу своих выдающихся личных качеств, а потому, что был поставлен на это служение собором епископов. И не случайно священномученик Игнатий Богоносец, который жил во II веке, писал христианам Эфеса: «На епископа должно смотреть как на Самого Господа». А христианам Церкви Мир Ликийских он писал: «Епископ председательствует на месте Бога, пресвитеры занимают место собора апостолов, а диаконам вверено служение Иисуса Христа». Святой Игнатий учил, что пресвитерство так же согласно с епископом, как струны в цитре. Единство Церкви и та гармония, которая существует в ней, обеспечивается единством между всеми епископами, между епископами, пресвитерами и диаконами. И пресвитеры совершают свое служение, потому что на это служение они поставлены епископом. Они – полноценные представители и делегаты епископа. Поэтому священномученик Игнатий говорит, что только та Евхаристия является истинной, которая совершается либо епископом, либо поставленным от него представителем. Он также говорит, что почитающий епископа будет почтен Богом, а делающий что-либо без ведома епископа служит диаволу.

Конечно, каждый епископ, как и каждый священник, и диакон, и мирянин, – земной человек, которому присущи грехи, или слабости, или заблуждения, или ошибки. Но не случайно мы веруем не только в Апостольскую, но и в Соборную Церковь. И если один епископ как человек может ошибиться, то соборный разум Церкви, который выражается в решениях собора епископов, безошибочен и безупречен.