Церковь. Небо на земле

Почитание Богородицы вырастает из самой сердцевины бытия Православной Церкви:

...

Соединение со Христом, составляющее цель бытия Церкви – да и каждого отдельного христианина, – есть прежде всего причастие Его жертвенной любви к человечеству. И здесь огромная роль принадлежит Той, Которая уникальным образом связана с Искупителем – узами материнской любви. Матерь Божия становится Матерью всех живущих, всего христианского рода, каждого рожденного и возрожденного в Духе и истине <…> Тайна Марии – тайна Церкви. Мать Церковь и Матерь Божия вместе дают рождение новой жизни <…> Церковь призывает к себе верующих и помогает им врастать духовно в эти тайны веры, тайны их собственного существования и духовной судьбы. В Церкви они учатся созерцать живого Христа вместе с торжествующим собором, Церковью первенцев, написанных на небесах (Евр. 12:23), и поклоняться им. И в этом сияющем славою соборе они различают ослепительный лик Пресвятой Матери Господа и Искупителя, лик, полный благодати и любви, сострадания и милосердия, – лик «Честнейшия Херувим и Славнейшия без сравнения Серафим»… [216]

Мысли о церкви [217] . Вместо заключения

Человеку трудно спастись в одиночку, но гораздо легче – в церковной общине. Именно Церковь – то духовное пространство, где мы идем к Богу друг вместе с другом и где Бог – наш сотрудник и соработник в деле нашего же спасения. То, что по человеческим представлениям превышает силы каждого из нас, становится возможным, если мы вместе призываем на помощь Бога: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18:27).

«Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненная языки раздаяше, в соединение вся призва…» В этих словах кондака праздника Пятидесятницы проводится параллель между тем, что происходило на заре человеческой истории – столпотворением Вавилонским, и тем, что произошло в пятидесятый день по Воскресении Христовом – сошествием Святого Духа на апостолов. Тогда люди, одержимые безумной идеей построить башню, которая достигала бы до неба, были наказаны Богом: они заговорили на разных языках, перестав понимать друг друга (Быт. 11:4–7). А в день Пятидесятницы каждый из сотен людей, пришедших в Иерусалим, услышал апостолов, говорящими на его родном языке (Деян. 2:5–11). Безбожное строительство стало причиной разделения человечества, а сошествие Святого Духа объединило всех людей в единое Тело, единую Церковь, где все понимают друг друга, потому что проникнуты одним духом, живут ради одной цели.

Церковь Христова – это то место, где «хорошо нам быти» (Мф. 17:4), та Фаворская гора, на которую Господь возводит нас как своих присных и любимых учеников, где Он преображается перед нами, где сияют нам лучи Его Божественной славы. Церковь Христова – это та божественная гора, на которую, подобно Моисею, мы восходим, чтобы уже не во мраке, но в ослепительном и неизреченном свете увидеть Господа.

В Церкви мы духовно преображаемся. Господь освящает нас через святые Свои Таинства, особенно через Причащение Святых Христовых Тайн, когда мы становимся, по слову апостола Петра, «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4), когда Само естество Бога Живого соединяется с нашим естеством: наше тело приобщается к Телу Господню и наша кровь становится Кровью Христовой.

Мы веруем, что Церковь едина, хотя и разделена на многие поместные Церкви, которые осуществляют свое служение в разных странах. И каждая поместная Церковь вмещает в себя всю полноту Вселенской Церкви Христовой, потому что в каждой такой Церкви зримо присутствует Сам Господь Иисус Христос и действует Святой Дух. Церковь сегодня осуществляет служение во всех уголках вселенной, на всех континентах. Православные храмы сегодня есть и в Европе, и в Азии, и в Африке, и в Америке – в Южной и Северной, в Австралии и даже в Антарктиде.

Каждый храм – вместилище благодати Божией. Бывают храмы величественные, а бывают маленькие и скромные. Но нет такого храма, который был бы способен вместить все величие Божие. Нет такого храма, который был бы так мал, чтобы в него не вместился Бог. Для нас любой храм драгоценен именно тем, что здесь Бог присутствует в Таинствах, и прежде всего в таинстве Святой Евхаристии, во всей Своей полноте. По молитве Церкви на вещественные и материальные хлеб и вино сходит Дух Святой и они становятся Телом и Кровью Христа. И нас, недостойных по своей жизни, Господь удостаивает быть причастниками Святых Христовых Таин. И в этом священном причастии мы вмещаем в себя всю полноту Божества, и Господь вселяется в наши сердца, души и тела, и мы становимся «родом избранным, царственным священством, народом святым» (1 Пет. 2:9).

Господь по Своей милости привел нас в Свою Церковь, сделал нас ее членами, чтобы наполнить нашу жизнь новым содержанием и вывести из той духовной пустоты и расслабленности, в которой живут многие современные люди. Теперь мы уже не рассеянные овцы, но собранные воедино, в Его Святую Церковь, которая является Его паствой.

Почему Господь привел нас в Свою Церковь и чего Он от нас ожидает? Господь ожидает от нас прежде всего ответственной христианской жизни. Он хочет, чтобы мы были христианами не только на словах, но и на деле, не только назывались православными, но и поистине правильно славили Бога и исповедовали православную веру. А это значит, что мы должны постепенно приходить из глубины неведения, в котором многие из нас находятся, в познание силы Божией и Его заповедей.