Церковь. Небо на земле

Некоторые думают, что церковь существует для того, чтобы туда можно было зайти помолиться, а потом уйти со спокойным сердцем. И люди приходят в церковь как бы в гости. На самом же деле церковь строится, чтобы быть нашим духовным домом, чтобы мы сюда не в гости приходили, а были бы членами этой общины. Церковь Христова – это не только стены храмов и духовенство, которое молится в алтаре; Церковь Христова – это все мы, вместе взятые. Церковь Христова – это все мы на нашем пути ко спасению. И как корабль плывет по морским волнам во главе с капитаном к тихой гавани, так и Церковь во главе с Самим Господом плывет по волнам житейского моря к Царствию Божию.

В Церкви происходит преображение и воскресение души человека.

И мы именно в Церкви Христовой имеем возможность прийти к этому духовному изменению и преображению – благодаря Господу Спасителю, Который пострадал ради нас, приняв крестную смерть, был погребен и воскрес в третий день. И теперь мы имеем возможность воскресать к новой жизни и идти по пути в Царствие Небесное.

Церковь Христова является учительницей и путеводительницей ко спасению. В богослужении, в проповеди, во всем строе церковной жизни, в архитектуре и храмовом убранстве содержатся научения. В древности люди не умели читать, поэтому они смотрели на иконы, на роспись храма и из этого научались тому, о чем говорится в Священном Писании. В наше время люди умеют читать, но мало кто читает Библию. Эти люди приходят в храм, смотрят на росписи и не понимают, что там изображено, потому что не знают священной истории. И те из них, что не ходят в храм регулярно, не читают Евангелие, не изучают, что такое православная вера, лишают себя самого великого и прекрасного, что только есть в человеческой жизни, – понимания того, в чем состоит смысл и цель христианской жизни, понимания пути, на который призвал нас Господь Иисус Христос.

Господь призвал нас к иной жизни. Он открыл нам эту жизнь и дал Церкви Христовой все необходимые средства для спасения. Прежде всего это святые Таинства Исповеди и Причастия, к которым мы должны приступать не раз в год, не в несколько лет, не на смертном одре. Мы должны регулярно, в каждый воскресный и праздничный день приходить и причащаться Святых Христовых Таин. Мы должны также регулярно приходить на исповедь, чтобы очищаться от грехов. В этом спасение для нас и наших детей. Если мы провели молодость безрассудно, в страстях, в суете и в искушениях, то у нас еще есть возможность покаяться и изменить свою жизнь. Если мы не воспитали своих детей в вере, то у нас еще есть возможность рассказать им о том, что дает человеку православная вера, о таинстве спасения, которое воссияло от гроба Иисусова. И если мы сами себя не воспитали в вере православной, то никогда не поздно обратиться к вере, прийти в Церковь Христову.

Святой Иоанн Златоуст говорит, что Церковь – это одна большая больница, куда приходят люди, больные различными грехами и страстями, чтобы от них исцелиться. В этой больнице один-единственный главный врач – Сам Господь Иисус Христос. Он нас врачует, дает нам лекарство, исцеление через Свои Святые Таинства, прежде всего через Причастие Своего Тела и Крови. Но нашими духовными врачами являются также и Пресвятая Богородица, и святые, которых мы прославляем в молитвах. Ибо от них мы получаем исцеление от духовных и телесных болезней, у них мы учимся истинно христианской жизни. Врачами нашими являются также и священнослужители, которым Сам Господь вверил излечение душ человеческих. И не случайно в Евангелии говорится о том, что, когда десять прокаженных обратились к Иисусу с просьбой об исцелении, Он им сказал: «Пойдите, покажитесь священникам» (см. Лк. 17, 12–18). И сегодня в Церкви христианской священники являются духовными врачами. И не надо смотреть на то, что иногда сами священники болеют теми же болезнями, что и их «пациенты», прихожане. А нужно уметь радоваться тому, что через священников Господь подает нам Свою благодать и исцеляет нас от духовных болезней.

«Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил да дать вам Царство» (Лк. 12:32). Эти слова Христа напоминают нам, с чего начиналась христианская Церковь. А начиналась она с поистине малого стада учеников Господа Спасителя. Они были малочисленны и немощны и без благодати Святого Духа не смогли бы совершить то, что предстояло им совершить, – возвестить благовестие о Воскресении Христовом по всему миру. Это малое стадо, собранное вместе в Иерусалиме после Воскресения Господа Спасителя, было вдохновлено Святым Духом. С этого момента началось распространение христианства по всему миру. Апостолы разошлись в разные страны: «По всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» (Рим. 10:18). И в каждой стране, в каждом городе, куда бы они ни приходили, находились люди, которые готовы были уверовать во Христа, последовать за Ним и положить душу свою за ближних. Так постепенно по всему миру создавались малые христианские общины. В течение прошедших веков Церковь Христова распространилась по всему миру, став Вселенской Церковью.

И сегодня мы, каждый в своем городе или селе, являем собой то малое стадо, к которому обращены слова Христовы; то малое стадо, которое Господь предназначил для Царства Божия, призвал в Свою Церковь, чтобы мы своей жизнью, своими делами возвещали «совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9), чтобы наше малое стадо, подобно первоначальному собранию учеников Христовых, начало расти и распространяться, чтобы наша жизнь начала наполняться новым смыслом и содержанием.

В первые века христианства Церковь была гонимой, но и в наши дни тот образ жизни, который проповедуется в мире сем, не способствует тому, чтобы люди приходили в Церковь. Но люди все равно продолжают приходить в храм, потому что их приводят сюда Святой Дух и любовь Христова. Церковь Христова является Церковью Апостольской не только потому, что преемники апостолов, епископы, продолжают совершать свое служение, но и потому, что в ней продолжается апостольский подвиг, потому, что Христос через своих сегодняшних апостолов продолжает приводить к Себе людей. И этот процесс будет происходить до скончания века, он никогда не прекратится. Никакие силы не одолеют Церковь Христову, и никакие гонения не смогут поколебать ее, потому что Церковь Христова основана на твердом краеугольном камне, который есть Сам Господь Иисус Христос.

Мы исповедуем, что Церковь является Святой. Но Церковь состоит из людей, а люди приходят в Церковь со своими грехами и страстями. Поэтому в Церкви случаются и недоразумения, и споры, и зависть, и ненависть, и неприязнь. И такие чувства испытывают друг к другу не только миряне, но нередко и представители духовенства. Потому что и священники, и епископы, и диаконы, все священнослужители – это тоже люди, у которых есть свои недостатки, проблемы, страсти и грехи. Но мы должны помнить, что именно для того Господь и призвал нас в Свою Церковь, чтобы мы боролись со своими недостатками и с помощью Божией их побеждали, чтобы мы преодолевали в себе все те недостойные качества, которые не должны быть присущи христианину. И чтобы Церковь Христова была святой не только в своем идеальном состоянии, но благодаря и нашим трудам, и нашему подвигу.

Сила Церкви Христовой во все времена заключалась в том, что она указывала людям на смысл жизни, давала им содержание жизни и духовное утешение. В Церкви люди встречались и продолжают встречаться с Самим Богом живым. Мы не должны думать, что Святой Дух действует в Церкви в наши дни меньше, чем во времена апостолов. Благодать Святого Духа никогда не оскудевает, она всегда наполняет собою Церковь Христову.

Мир живет своей жизнью, а Церковь – своей. И когда мы видим толпы людей, устремляющихся на мирские зрелища, в то время как в христианских храмах молящихся бывает немного, может создаться впечатление, что мир победил Церковь, а не Церковь победила мир. Но на самом деле победой, победившей мир, является та вера, которая зажигает сердца людей сейчас так же, как и две тысячи лет назад, когда Господь Иисус Христос жил на этой земле среди людей, подобных нам. «Победа, победившая мир» (1 Ин. 5:4), заключается в том, что, несмотря на все усилия мира сего отвратить нас от веры, мы храним ее и передаем нашим детям.

Радость о том, что мы являемся избранным народом Божиим, не должна перерастать в какое-то самовосхваление и возношение над другими людьми, особенно над теми, кто пребывает вне спасительной ограды Церкви Христовой. Мы должны помнить, что если есть люди, которые живут вне Церкви, то в этом и наша вина; это значит, что мы не сумели явить образ истинных христиан, не сумели явить им ту истину, которая для нас является животворной и спасительной. Те из нас, кто уже нашел путь к Богу и путь к храму, должны помочь этим людям обрести путь покаяния, прийти в себя, осознать бесперспективность и губительность жизни без Бога, встать на путь покаяния, вернуться к своему небесному Отцу.

Никогда не надо падать духом и думать, что Церковь перестала быть интересной и важной для людей. На самом деле Церковь всегда была и будет востребованной. В Церкви всегда будут находить утешение и пожилые люди, и люди зрелого возраста, и молодежь, и дети. В ней всегда будет действовать Дух Божий, а апостолы проповедовать Христа воскресшего, и среди нынешних священнослужителей всегда найдется немалое число тех, кто, подобно апостолам, если понадобится, отдаст свою жизнь за благовестие Христово. И в Церкви всегда будут жены-мироносицы, тихо и незаметно совершающие подвиг веры и передающие веру своим детям.