Olivier Clément Origins. Theology of the Fathers of the Early Church

В именовании «Христос» — исповедание всего, ибо оно указывает на Бога [Отца, «начало» Божества], помазавшего Сына — помазанника, и на помазание, которое есть Дух, как учит Петр в Деяниях апостолов: Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета (Деян. 10, 38), и как учит Исайя: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня (Ис. 61, 1). Также и псалмопевец говорит: Помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости (Пс. 44, 8)

Василий Кесарийский

Трактат о Святом Духе, 12.

Христос, являя Отца в Духе, открыл нам тайную природу Живого Бога, пространство любви, пространство Троицы. Ибо, как утверждает Евангелие, только Сын знает Отца, как и Отец знает Сына, и как их обоих знает Святой Дух в великом Божественном единстве, где Один не существует без Другого. Бог есть бесконечное единство личностей, в котором каждая особым образом участвует — отдавая и принимая — в Божественной сущности.

Итак, Бог есть и присутствует повсюду, наполняя Вселенную. Ангелы и святые, которые очистились, знают об этом по сиянию света Духа Святого. Но каков Он, где и как существует — это не ведомо никому: только Отец знает Сына, и Сын — Отца, и Святой Дух — Отца и Сына, будучи Им единосущным и совечным. Ибо эти Трое, которые суть Одно, знают самих себя и друг друга. Как сказал о Себе Тот, Кто по природе Бог и Сын Божий, кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2, 11). И еще: Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф. 11, 27).

Диадох Фотикийский

Катехизис, 5.

Приведенный ниже гимн Таинству Божественного и космического Логоса прославляет одновременно Отца, начало Божества, и Духа, связующего Отца и Сына. Связь эта есть Личность, ибо ничего безличного не может быть в Боге. (Так и связь между мужчиной и женщиной есть сам Бог и обретает личное выражение в ребенке…)

О Христос, твое несказанное рождение Предшествовало началу веков. Ты — источник света, Блистающий луч, являющий Отца. Ты разгоняешь мрак, Чтобы просветить души святых. Это Ты сотворил мир и сферы звезд. Ты держишь средоточие земли, Ты спасаешь всех людей. Тобою солнце начинает свой путь И освещает наши дни. Тобою лунный полумесяц Разгоняет ночную мглу. Тобою прорастают семена И пасутся стада. Из Твоего неистощимого источника Бьет ключом сияние жизни, Дающее плодородие вселенной, И Твое светозарное лоно Рождает ум человека . Славя Тебя, Я воспеваю и Отца Твоего В Его царственном величии. Славлю и соцарствующего Началу и Рожденному Духа. Когда я славлю могущество Отца, Песнопения пробуждают во мне Глубочайшие чувства. Славься, родивший Сына! Славься, Образ Отца! Славься, обиталище Сына! Славься, печать Отца! Славься, могущество Сына! Славься, красота Отца! Славься, Дух чистейший, Связующий Сына с Отцом! О Христос, дай снизойти на меня Этому Духу вместе с Отцом. Пусть Он будет для души моей как роса И увенчает ее Твоими царственными дарами.

Синезий Киренский

Гимны, 5.