Olivier Clément Origins. Theology of the Fathers of the Early Church
Пусть памятование о смерти, как и призывание Иисуса, пребудут с тобой и при отходе ко сну, и при пробуждении. Тогда ты будешь храним и во время сна.
Иоанн Лествичник
Лествица, 15–я ступень, 51.
Таким образом, «памятование о смерти» — это путь глубочайшего созерцания.
Памятование о смерти есть первая мысль, благодаря которой любовь Божия приводит душу к жизни и наполняет сердце человека… Божественное могущество, желая явить в человеке жизнь, полагает эту мысль в сердце его подобно основанию. Если он не заглушит ее в мирской суете и тщеславии, если даст ей мирно возрасти… она приведет его к глубочайшему неизреченному созерцанию.
Исаак Сирин
Аскетические трактаты, 39–й трактат.
С опытом смирения и «памятования о смерти» соединен и дар слез. Сердце дрожит и сокрушается в Духе, в безмерной радости — радости «страдающей», ибо она неотделима от креста. И это знак того, что вся сила человеческой страсти, распятая и воскресшая, собирается воедино, умиротворяется, преображается в некую онтологическую нежность. Когда каменное сердце в сокрушении и зачарованности всего человеческого существа претворяется в плоть, тогда слезы текут тихо и сладостно, не искажая лица. Это и есть сердечное «чувствование», знакомое каждому человеку по опыту мгновений сострадания, переживания любви и красоты, но отныне становящееся постоянным.
Вначале эти слезы полны горечи и отчаяния, когда в свете Духа мы осознаем свое «неподобие», свое соучастие в ненависти и разрушении. Затем они обращаются в слезы благодарности и воодушевления, ибо «крест есть суд над судом» и «Христос воскрес».
Прежде всего молись о получении дара слез, чтобы «сокрушением» смягчить очерствелость твоей души.
Евагрий Понтийский
О молитве, 5.
Обращение и смирение выпрямляют душу.
Сострадание и кротость укрепляют ее.
Евагрий Понтийский
Монашеское зерцало, 53.
Тяжела печаль,
невыносимо пресыщение.
Но слезы перед Богом сильнее и того, и другого.