Olivier Clément Origins. Theology of the Fathers of the Early Church

Крестная смерть Христа есть суд над судом.

Максим Исповедник

Вопросы к Фалассию, 43.

Подвесивший землю — подвешен. Привязавший небо — привязан. Утвердивший Вселенную — утвержден на древе. Бог убит… Бог облекся в человека, страдал ради страдающего, был осужден ради осужденного, погребен ради погребенного. Но Он воскрес из мертвых и взывает: Кто осмелится судиться со Мною? Я освободил осужденного, даровал жизнь мертвому, воскресил погребенного. Кто выступит против Меня? Я упразднил смерть, раздавил ад, Возвел человечество к самым высотам небес — да, это Я, Христос… Я — ваше прощение, Я — Пасха спасения, ваш свет, ваше воскресение. Мелитон Сардийский Пасхальная гомилия. Кто может понять любовь, Как не тот, кто любит? Я соединился с возлюбленным, Любит его душа моя. В Его мире — Там я пребываю. Я больше не чужеземец, Ибо ненависти нет Вблизи Господа. Из любви к Сыну Я стану Сыном. Соединиться с Тем, Кто не умрет, — Значит стать бессмертным. Наслаждающийся Жизнью Будет жив. Оды Соломона, 3.

Вчера я был распят со Христом, сегодня — прославлен вместе с Ним; вчера я умер со Христом, сегодня — причастен Его воскресению, вчера я был погребен со Христом, сегодня — пробуждаюсь вместе с Ним от сна смерти.

Григорий Назианзин

Слово 1, на Пасху, 4,

Победа над смертью — это победа над биологической смертью, претворенной отныне в «переход» к великому динамизму воскресения, долженствующему привести к явлению Царства, к уже не тайному и сакраментальному, но открытому и славному преображению космоса. В этой возрожденной Вселенной люди, «души» обретут светоносную телесность, подобную телесности Христа на горе Преображения или после Его воскресения.

Победа над смертью, следовательно, — это также — и прежде всего — победа над смертью духовной, которую мы переживаем в повседневной жизни и в которой, предоставленные самим себе, рискуем замкнуться навсегда. Это победа над адом, уверенность в том, что отныне ни один человек не пребудет в разделении с Богом, но все погрузятся — и уже таинственно погружены — в Его любовь. Именно эту необычную весть — победу над адом — неустанно возвещала Древняя Церковь.

[Говорит Христос:]

Я распахнул запертые на цепь врата, Я сломал железные запоры, И железо раскалилось докрасна и потекло передо Мной; И ничто не осталось запертым, Ибо Я — дверь для всех существ. Я отправился освободить пленников, Они — Мои и Я не отвергну никого… Я посеял Мои семена в сердцах И изменил их во Мне .. Они — члены Мои, и Я — глава их. Слава Тебе, глава наша, Господь Христос, Аллилуйа!

Оды Соломона, 17.