The Orthodox Doctrine of Salvation.
[164] Творения. M, 1851-54. T. IV, 57.
[165] Молитвы на сон грядущим.
[166] Поэтому-то, при правовом жизнепонимании, и нельзя понять, почему Слово Божие и вся отеческая литература с такой силой настаивает на том, что человек спасается только верой во Христа и только в церкви. Если, вместе с протестантами, скажем, что вне христианства человек не может быть добродетельным; то в ответ на это укажут на многочисленные следы добродетельной жизни и в язычестве (хотя, конечно, вполне цельного примера нет в язычестве); во всяком случае жизнь обычного христианина не настолько резко отличается от жизни порядочного язычника, чтобы очевидно было, почему первый более заслуживает спасения, чем второй. Почему же Господь приемлет первого, а второго нет? Мытарь был грешнее фарисея, разбойник совершил, может быть, много таких дел, от которых с ужасом отступили бы книжники. Почему же первые два Богу угодны, а фарисей и книжники нет. Остается только одно отличие: верующие признают Бога своим Владыкой, а неверующие и пр. не признают. Для законника это основание вполне достаточно: самое главное преступление в правовом союзе есть оскорбление величества. Но наше нравственное чувство не спокойно, когда то же самое мы прилагаем к Богу: от Него мы чаем высшей справедливости, которая ценит поступки человека по существу, а не по такому иди другому отношению к Судящему.
[167] Т. III, 292. Слово на Св. Крещение.
[168] Строматы. Кн. IV. 6., Clark'a “Library” Vol. XII p. 152.
[169] Строматы. IV, XXII. Ibid. p. 203.
[170] Т. III, 283. То же слово.
[171] De vita Moys (interpret) Migne. T. XLIV, 429. Перев. Т. 1, 378.
[172] К Антиох. T. III, 63. О сокрушении сл. II, 13. СПБ. 1848 г.
[173] In Rom. Hom. V, 7. (Migne. T LX, col. 431. Перевод. Стр. 95-98).
[174] К Антиох. Т. II. 327 – 28. О Покаянии. Бес. IV, 3.
[175] Беседа XIII, 4 на Послание к Евреям. Стр. 233.
[176] Т, IV, 36. Слово 42 прощальное.
[177] Бес. XX. Стр. 610.