Meditation with the Gospel in Hand

4. Важнейшим элементом византийской обедни является эпиклеза, или призывание Святого Духа. Практически в самый момент пресуществления в литургии св. Василия Великого читается следующая молитва: «Мы призываем Тебя, чтобы по благоволению Твоей благости Дух Твой Святой сошел (дословно «пришел») на нас и на предлежащие эти дары, и благословил их, и освятил». Эта молитва живо напоминает латинский гимн:

Veni Sancle Spiritus Прииди, о Дух Святой, Et emitte coelitus И лучами нас омой Lucis tuae radium Твоего сияния. Veni Pater paupenim Прииди, о наш Отец, Veni dator munerum Благ податель и творец Veni lumen cordium И сердец блистание

или другой не менее известный гимн, Veni Creator Spiritus (Прииди, о Дух Зиждитель наш), но, в отличие от этих песнопений Римской Церкви, она не употребляется самостоятельно, а читается священником только во время литургии, причем в самом ее значимом месте.

Через эту молитву мы постигаем чрезвычайно важную истину: во время таинства евхаристии освящаются не только Святые Дары, но и мы сами, вся наша жизнь, все наше бытие. Спасителен, таким образом, не только сам акт причащения, но наше полное участие в совершении таинства, через которое на нас нисходит Дух Святой. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что византийский богослужебный устав (Типикон) видит в каждом из молящихся именно участника богослужения, а не просто присутствующего в храме. Об этом среди прочих ясно свидетельствует следующий текст: «Когда диакон говорит Миром Господу помолимся или Рцем вей, тогда всем подобает отвечать Господи помилуй, ибо, если бы отвечать требовалось только от тех, кто стоит на клиросе, то не было бы сказано Людие глаголют». Итак, Бог освящает во время евхаристии не только хлеб и вино, но и каждого из участвующих в службе. Об этом говорится и в другой молитве, которая читается священником в конце литургии перед причащением «Прииди, чтобы освятить нас» (Прииди во еже освятити ны). Читая эту молитву, священник как бы присоединяется к Иисусу, который в своей Первосвященнической молитве говорит: «Святи их (то есть нас) истиною Твоею» (Ин 17:17) и в то же время провозглашает, что это освящение истиной достигается не каким-либо другим способом, а именно через евхаристическое общение со Христом.

5. Перед пением Символа веры, если литургия служится двумя или несколькими священниками, старший из них, обращаясь к другим, говорит: «Христос посреде нас», а те отвечают: «И есть и будет». В настоящее время во многих храмах установилась практика, согласно которой со словами «Христос посреде нас» священник обращается к молящимся, которые в ответ восклицают: «И есть и будет». Это место литургии представляет собой живое и молитвенное воспоминание слов Иисуса из Евангелия от Матфея (18:20): «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

6. В конце литургии перед причащением священник читает следующую молитву: «Вонми (то есть Услышь), Господи Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего и от престола славы Царствия Твоего, и прииди во еже (чтобы) освятити нас, Ты горе (sursum) со Отцем сидящий и здесь с нами невидимо пребывающий, и сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь и нами (par nous-meme) всем людям». Этой молитвой мы исповедуем, что причастие мирянам преподает не священник, а сам Христос руками (par les mains) священника — державною Своею рукою, используя как инструмент руки священника! Вспоминается, что в рассказе об умножении хлебов у синоптиков (см.. например, Мф 14:19) говорится, что Иисус «дал хлебы ученикам, а ученики — народу», а в соответствующем месте Евангелия от Иоанна (6:11): «Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, раздал возлежащим». Синоптики видят происходящее снаружи: Иисус дает хлеб ученикам, а те — людям, Иоанн на то же самое событие смотрит как бы изнутри: Иисус сам дает умноженный хлеб людям. Как именно? Об этом евангелист умалчивает — мы знаем об этом из синоптиков: руками учеников, но сам, хотя и их руками. Именно так всякий раз совершается причащение. Сам Христос дает людям Свое Тело и Кровь руками иерея, как об этом прямо говорится в приведенной выше молитве.

На христианском Востоке не было принято писать богословские трактаты. Богословие здесь всегда было как бы интегрировано в богослужебный чин, в молитву. Сравнительно недавно, уже в середине нашего века. Карл Ранер сказал: «La vraie theologie se fail a genoux». Византийская литургия — прекрасный образец такого богословия. Две основные темы здесь следующие:

а) присутствие Христово среди нас;

b) внутреннее единство общины, соединяющейся через евхаристию и причащение Святых Тайн в одно единое целое, в мистическое тело Христово, иными словами, в Его Церковь.

Евхаристия, по какому бы обряду она ни совершалась, удивительным образом и много лучше любого цемента соединяет общину воедино, но в мессе римского обряда это присутствует имплицитно, а в византийской литургии — эксплицитно и в высшей степени выпукло и ярко.

При этом важно понять и то, что византийская литургия — это не древняя литургическая драма, по традиции воспроизводимая сегодня в православных храмах, а наше абсолютно личное сегодняшнее приношение Богу. Как это можно понять? Только одним способом — не изучая ее, а участвуя в ней и причащаясь во время нее Святых Христовых Тайн.

* * *