Orthodox Church
Хвалю Твое погребение и Воскресение,
Восклицая: Господи, слава Тебе!
Распятие неотделимо от воскресения, ибо они суть единое действие. Крестный путь всегда рассматривается в свете пустой гробницы, крест есть символ победы. Когда православные думают о Христе распятом, они думают не только о Его страданиях и покинутости. Они думают о Нем как о Христе–победителе, Христе царе, правящем с Древа:
Господь пришел в мир и жил среди людей, чтобы разрушить владычество дьявола и освободить людей. На Древе Он торжествует над силами, противящимися Ему, когда солнце померкло и земля содрогнулась, когда гробы раскрылись и тела святых восстали. Смертью смерть поправ, Он уничтожил того, кто имел власть смерти.
Христос — наш победоносный Царь не вопреки распятию, но благодаря ему:«Я называю Его царем, потому что вижу Его распятым»(Иоанн Златоуст).
Именно в такой перспективе видят православные христиане крестную смерть Христа. Между таким подходом к распятию и подходом средневекового и послесредневекового Запада имеется много точек соприкосновения; однако в западном подходе есть вещи, которые смущают православных. Как представляется, западные христиане проявляют тенденцию к тому, чтобы мыслить распятие изолированно, слишком резко отрывая его от воскресения. В результате видение Христа как страдающего Бога на практике вытесняется образом страдающей человеческой природы Христа: когда западный христианин размышляет о кресте, он слишком часто испытывает побуждение скорее эмоционально сочувствовать страждущему человеку, чем поклоняться торжествующему и побеждающему Богу. Православным чрезвычайно близок язык знаменитого латинского гимна Pange lingua, сочиненного Венанцием Фортунатом (530–609). Здесь крест прославляется как символ победы:
Воспой, язык, славную брань,
Воспой конец раздора;
Ныне на Кресте, нашей награде,
Звучит громкая победная песнь:
Поведай, как Христос, спаситель мира,
Равно близок православным язык другого гимна Венанция Фортуната, Versilia regis:
Исполнилось все, о чем древле возвестил Давид
В истинной пророческой песни:
Бог среди народов, сказал он,
Воцарится и восторжествует с Древа.
Но гораздо менее приемлемы для православных сочинения позднейшего средневековья — такие как Stabat Matera:
Она видела, как за людские грехи, в муках,
Угасал принесенный в жертву,
Истекая кровью, страдал и умирал.
Видела, как был схвачен Помазанник Божий,