Опыт катехизации Екатеринбургской епархии

Для личной молитвы и предстояния пред Господом кроме молитвослова, можно рекомендовать Псалтирь, как опыт молитвы из Библии. А также молитвы последних святых нашего недавнего прошлого: «Молитва оптинских старцев»; свт. Филарета Московского; св. прав. Иоанна Кронштадского и др.

Очень важно, чтобы опыт личной и соборной молитвы, взаимно и гармонично дополняли друг друга. Это требует постоянства и соразмерности с силами и образом жизни оглашаемого.

В–третьих, необходимо показать главную цель оглашения — не столько дать сумму знаний о христианстве в целом, сколько предложить всякому приходящему стать христианином не только на слове, но и на деле.

Оглашение — это в первую очередь передача опыта, а не знаний. Передача начального опыта христианской жизни от катехизатора — оглашаемым осуществляется через побуждение последних к осмыслению уже имеющегося у них жизненного опыта через Евангелие, и должно привести к изменению самой жизни оглашаемых. Покаяние из глубины собственного опыта – вот главная цель оглашения.

Первый метод и задача оглашения — выработка терминологического и понятийного аппарата у оглашаемого на примере целостности всей Библии.

Ниже будет предложен ряд пояснений, которые помогут составлять огласительные беседы по темам Священного Писания. Параллельно с темами по Священному Писанию необходимо разбирать Символ веры. Рекомендуемая литература по нему — «Пространный Катехизис» свт. Филарета или книга свт. Николая Сербского «Верую».

1–я беседа.

Название: Путь праведных и путь нечестивых.

Содержание: Раскрытие понятий первого псалма (динамика греха).

Форма: Смысловой разбор текста 1 Псалма.

Одной из главных задач оглашения является раскрытие смысла СПАСЕНИЯ через Слово Божие — Священное Писание Ветхого и Нового Завета.

Для этого важно показать оглашаемым целостность Библии. Поэтому, рассказывая о каком либо Библейском термине или понятии, необходимо раскрывать его в перспективе всей Библии. Особенно эффективным становится сравнение понятий Ветхого и Нового Завета. Сам Господь Иисус Христос прибегал к этому приему: «Вы слышали, что сказано древним, а я говорю вам…» (очень много подобных сравнений можно найти у апостола Павла).

Например, самое концептуальное понятие ПУТЬ в Библии проходит красной нитью: «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» (1–й Псалом).

Господь сморит на путь человека — куда направлено его сердце.

В связи с этим важно посмотреть, как начинается земная история человека после изгнания из Рая: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3.24).

И, наконец, в книге деяний святых Апостолов: «Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень» (Деян. Гл.18 ст.25–26).

Уже по этим трем цитатам мы видим, как раскрывается само понятие ПУТИ. Именно с этого понятия и надо начать объяснение оглашаемым, что есть «ПУТЬ жизни в Боге», и предложить им встать на этот ПУТЬ, вместе с праведниками, святыми, преподобными, мучениками и наконец со всей Церковью устремленной к Господу. Поэтому, наша задача показать ПУТЬ человека к Богу в Библии и призвать на этот путь оглашаемого.

Первый псалом уникален своей краткостью, композицией, образностью и выверенным понятийным аппаратом.

Перед разбором можно рассказать какую–нибудь притчу или историю из Библии или святоотеческого предания. Например, по теме первого псалма можно рассказать историю о Павле Препростом, который пришел к св. Антонию Великому учиться духовной жизни и тот дал ему три строчки первого псалма: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей». Св. Антоний сказал юноше идти и исполнять. Павел пришел обратно через двадцать лет, когда св. Антоний уже забыл о нем. И каково было удивление у св. Антония, когда он узнал, что все это время Павел выполнял его указание. Далее в патерике сказано, что за такую простоту Господь дал особую благодать Павлу, и в тех случаях, когда Антоний не мог помочь приходящему к нему человеку, св. Павел всегда выручал своего учителя.

Уже после рассказа можно раскрыть основные понятия первого псалма (подробно см. приложение: Беседа № 1).

Путь христианина — это благочестие, противопоставленное нечестию, греху, разврату — три состояния греха по Пс.1. Это противостояние греху дает блаженство, т. е. счастье духовной жизни.