Опыт катехизации Екатеринбургской епархии

В связи с этим важно посмотреть, как начинается земная история человека после изгнания из Рая: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3.24).

И, наконец, в книге деяний святых Апостолов: «Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень» (Деян. Гл.18 ст.25–26).

Уже по этим трем цитатам мы видим, как раскрывается само понятие ПУТИ. Именно с этого понятия и надо начать объяснение оглашаемым, что есть «ПУТЬ жизни в Боге», и предложить им встать на этот ПУТЬ, вместе с праведниками, святыми, преподобными, мучениками и наконец со всей Церковью устремленной к Господу. Поэтому, наша задача показать ПУТЬ человека к Богу в Библии и призвать на этот путь оглашаемого.

Первый псалом уникален своей краткостью, композицией, образностью и выверенным понятийным аппаратом.

Перед разбором можно рассказать какую–нибудь притчу или историю из Библии или святоотеческого предания. Например, по теме первого псалма можно рассказать историю о Павле Препростом, который пришел к св. Антонию Великому учиться духовной жизни и тот дал ему три строчки первого псалма: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей». Св. Антоний сказал юноше идти и исполнять. Павел пришел обратно через двадцать лет, когда св. Антоний уже забыл о нем. И каково было удивление у св. Антония, когда он узнал, что все это время Павел выполнял его указание. Далее в патерике сказано, что за такую простоту Господь дал особую благодать Павлу, и в тех случаях, когда Антоний не мог помочь приходящему к нему человеку, св. Павел всегда выручал своего учителя.

Уже после рассказа можно раскрыть основные понятия первого псалма (подробно см. приложение: Беседа № 1).

Путь христианина — это благочестие, противопоставленное нечестию, греху, разврату — три состояния греха по Пс.1. Это противостояние греху дает блаженство, т. е. счастье духовной жизни.

Важно показать динамику от нечестия к разврату, и то, что этому противостоит Закон, данный Богом, который направляет человека к Нему. У каждого человека есть воля и разум, поэтому главный метод по Библии поместить свою волю в Закон Божий, но делается это через рассуждение о своей жизни, о Законе и Воле Божией применительно к себе.

Очень важно, с первой встречи показать оглашаемому образ жизни, к которому следует стремиться. В первом псалме такой образ раскрывается на примере дерева посаженного при потоках вод, образ емкий и целостный, но в северных странах недостаточно ощутимый, т. к. вода и тень, которое дает это дерево, не являются у нас самым необходимым благом, каковым являются на юге. Но это можно легко объяснить, параллельно раскрывая остальные примеры этого образа — своевременный плод этого дерева, его листья, которые не увядают, и таким образом нарисовать перед взором оглашаемого картину райской идиллии, которую выразил псалмопевец. Эта идиллия раскрывает понятие успеха, как плод праведной жизни. Для современного человека успех — понятие родное и близкое, поэтому большинство сразу заинтересованно ждут, какой успех им может предложить Церковь в этой жизни (подробно см. приложение: Беседа№1).

И, наконец, завершить тему первого псалма можно прикосновением к понятию Суда Божия: «Посему не устоят нечестивые на суде, а грешники в собрании праведных». Но важно с самого начала открывать учение о Суде Божьем в его Евангельском смысле: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3. 18–19). Таким ободрением и наставлением на ПУТЬ можно закончить тему первого псалма.

Важно в конце встречи напомнить, чтобы читали дома «Евангелие» и другую литературу, рекомендованную по темам, и обязательно записывали вопросы, возникающие по прочтении.

2–я беседа.

Название: Понятие о Страхе Божием, как о премудрости.

Содержание: Темы спасения в книгах Притч и Премудростей Соломона.