Опыт катехизации Екатеринбургской епархии

2.Поиск счастья (эвдемонизм).

3.Быть кому–то нужным, полезным (утилитаризм).

Жизнь ради удовольствия обычно увлекает человека в юности. Бывает так: молодые люди хотят получать удовольствие (гедонизм), пожить в свою волю. Говорят: «еще молодые погулять можно». Но однажды понимают, что такой разгульной жизнью себя только разрушали. Чем больше человек «гуляет» в молодости, тем сложнее у него складываются отношения с близкими, любимыми и обществом в жизни. Более–менее умные люди начинают понимать это рано, и с этим начинают бороться с юности: «От юности моея многи борют мя страсти…». Пережив этап «гедонизма» в своей жизни, человек приходит к решению, что удовольствия не бесконечны, и надо как–то жизнь свою устраивать. Он решает построить свое счастье, создать семью, сделать карьеру на работе. И начинает жить чаяньем этого счастья (эвдемонизм) или практическим устроением счастья, семьи и быта. Проходит еще время, человек достигает лет пятидесяти и вдруг понимает, что дети разъехались, а он опять остался ни с чем — карьера идет к закату… И на этом этапе необходимо быть кому–то нужным, пытается построить свою жизнь из нужности другим (утилитаризм). А потом в старости оказывается, что уже сам никому не нужен. В основном каждый человек проходит все эти три этапа жизни, а в конце оказывается у «разбитого корыта». Поэтому необходимо прямо показать человеку ограниченность и тупиковость жизни построенной на этих смыслах. И тогда он неизбежно задумается, в чем же подлинный Смысл и Цель жизни, тот который его не разочарует.

Более глубоко разобраться в понятии Смысла Жизни помогают — учительные книги Библии, книги так называемых «великих разоблачителей»: «Книга Иова» и «Книга Екклесиаста, или Проповедника». Характерным является то, что эти книги отвечали на распространенные стереотипы о смысле жизни своего времени. «Книга Иова» акцентирует наше внимание на богатстве, как следствии богоугодной жизни. «Книга Екклесиаста» показывает «суетность» (временность, призрачность) всего, чем живет и чего достигает человек.

Иными словами и Иов и Екклесиаст показывают что человек заходит в тупик, когда ищет смысл жизни внутри самой жизни. И в этом контексте можно говорить об их чаяниях и жажде Христа, как Исполнителя ожиданий найти вечный Смысл Жизни. Важно показать, что на терзания Иова и на пессимизм Экклезиаста может ответить только Христос. «Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд! Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас. Да отстранит Он от меня жезл Свой, и страх Его да не ужасает меня, — и тогда я буду говорить и не убоюсь Его, ибо я не таков сам в себе» (Иов. 9. 32–35). Посредник, который исполняет надежды человека, на смысл и утешение — Господь наш Иисус Христос. Христос — податель смысла жизни.

Итог этой беседы, как и всех остальных — показать «Христоцентричность» Библии, то есть то, что все тексты Библии, сюжеты и события, так или иначе, говорят нам о Христе как ответе на все чаяния людей и надежду на спасение. В конце беседы можно рекомендовать беседу святого преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым «О цели христианской жизни».

4–я беседа.

Название: Сотворение мира и человека.

Эта тема весьма обширная и многомерная, рассматривать ее можно с разных сторон:

–во–первых, можно идти простым путем изъяснения и толкования первых трех глав книги Бытия.

–во–вторых, можно сравнить Библейский рассказ о сотворении человека с существующими описаниями в различных языческих культурах и религиозных культах.

–третий путь — показать основные и самые важные мировоззренческие установки Библии раскрытые в тексте, описывающем сотворение мира и соотнести их с картиной мира или уже сложившимся мировоззрением оглашаемых. Как известно представление о творении мира является основным в формировании мировоззрения. В отличие от «картины мира», где есть только разрозненные представления об основных характеристиках бытия, устойчивое представление о творении является уже основой мировоззрения.

Основные мировоззренческие темы Библии в контексте сотворения мира и человека.

1. Понятие о днях творения. Можно выделить три самых важных периода в творении: