Опыт катехизации Екатеринбургской епархии

Весь наш мир постоянно полыхает огнем больших и малых войн, порою братоубийственных. В чем причина? Почему не имеют успеха миротворцы от политики? Потому что мир живет по иной системе ценностей, нежели предлагает Христос. Здесь блаженны не миротворцы, а «войнотворцы», особенно победители. Причины войн — в нежелании жить по заповедям Христовым. Верующий никогда первым не поднимет оружие на человека… Библейские заповеди тем и ценны для нас, что даже спустя две тысячи лет они актуальны и могут служить руководством к действию. Умение творить мир — важное условие счастливой жизни. Человек, находящийся в мире с Богом и со своими ближними, не может быть несчастным.

1.8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

1.9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить на Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

В последней заповеди блаженства Иисус Христос дает то же обетование, что и в первой, говоря о Царстве Божьем в настоящем времени. Этим, вероятно, Он подчеркивает то, что в своих заповедях Он дал принципы жизни в Царстве Божьем, новые принципы, отличные от принципов нашего мира.

Если предшествующие заповеди сложны для понимания, то две последние — для исполнения. Действительно, как можно «радоваться и веселиться», когда нас никто не понимает, не принимает, отовсюду прогоняют и злословят? Можно! Если поставить Христову Правду выше мнения этого мира! История дает нам много примеров верных Правде Господа людей, пострадавших из–за этого: Авель был убит Каином, потому что принес «лучшую жертву». Над Ноем насмехались как над фанатиком и паникером. Давид был преследуем Саулом, пророка Даниила бросили в ров со львами, а Павла постоянно преследовали вне и даже внутри Церкви. Но никто из них, терпя страдания, не отказался от Божественной Правды, осознавая, что выше нее нет ничего.

2.Отличие Заповедей блаженства от Десяти Заповедей.

Девять заповедей блаженства — это не просто перечень христианских добродетелей или правил. Христовы заповеди отличаются от Моисеева Десятисловия тем, что они представляют собой конкретный путь, который проходит каждый человек, становясь христианином.

Девять заповедей блаженства имеют структурное сходство с Ветхозаветным «Нравственным Законом Божьим» (Декалогом). Подобно ему они разделены на две группы: первые четыре, как и в Ветхом Завете, касаются отношений человека с Богом, а последние пять — отношений между людьми. Такое деление не случайно и указывает на два объекта любви: Бога и человека.

Каждая из двух групп заповедей чуть позже будет предельно кратко и точно сформулирована Христом в двух известных заповедях о любви. Проповедь искренней, чистосердечной любви к Богу и людям есть, по большому счету, основное содержание христианского учения. Отвечая на вопрос: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» Иисус говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: …возлюби ближнего своего как самого себя» (Мф. 22.36–38).

3.Золотое правило этики в контексте Нового Завета.

Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Это правило характерно почти для всех культур в нашем мире. О нем говорили Сократ, Конфуций, известный раввин Гиллель и др.

Существует отрицательная и положительная форма золотого правила. Господь в Нагорной проповеди ставит главный акцент на целостности и активности в отношении к ближним: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7.12), добавляя, что в этом «закон и пророки», Господь указывает «это все», что мы должны хотеть. Особенно сильное отличие этого правила от того, как его понимает мир сей. Ты мне — я тебе – формулировка Золотого правила этики, где выражен только корыстный интерес и заинтересованность в другом человеке. В этом плане Господь учит противоположному: ближним является тот, кто нуждается в тебе, и кого ты можешь спасти, имеющимися у тебя средствами. Это хорошо показано на притче о милосердном самарянине.

10–я беседа.

Название: Смысл крестной жертвы.