Пути возрождения святоотеческой системы оглашения в современной Церкви

Апостольская церковь создала огласительную школу в ответ на призыв Спасителя: «Итак, идите, научите (дословно: «сделайте учениками» (maqhteu>sate)) все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча (dida>skontev) их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф 28: 19–20). Катехизация, то есть наставление всех стучащих и ищущих в основах христианской веры и жизни, установлена Самим Спасителем, точно также как Им Самим установлены таинства крещения и Евхаристии. Первым катехизатором в истории христианства был Сам Христос. Не случайно последователи Иисуса в Евангелиях чаще всего называются Его учениками. Мы не должны избегать называть Христа учителем из боязни умалить тем самым Его божественное достоинство. Слово Божие стало плотью и обитало среди нас, дабы мы могли получить из самих святых уст Его глаголы жизни вечной. Поучение в слове Истины было неотъемлемой частью земного служения Спасителя.

Читая Евангелия, мы почти на каждой странице находим Христа проповедующего и учащего. Для Христа всякое время и всякое место были пригодны для проповеди Царствия Божьего. Христос учил и ночью, и днём; сидя на вершине горы, и стоя в лодке; в синагоге, и в храме; в доме за трапезой, и в пустыне. «Если пребудете в слове Моём, — говорит Иисус, — воистину вы ученики Мои, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8: 31–32). Христианское образование есть именно «пребывание в слове Христа».

Катехизация, повторяю, была установлена в церкви Самим Христом, точно также как Им были установлены таинства крещения и Евхаристии. Последующее развитие и усложнение огласительной практики было творчеством во Святом Духе. Катехизация есть явление духоносное. Призвание катехизатора есть дар Святого Духа. Ап. Павел в первом послании к Коринфянам говорит:

Каждому даётся проявление Духа на пользу. Ибо кому чрез Духа даётся слово мудрости; кому же — слово знания, в согласии с тем же Духом; иному — вера в том же Духе; другому же — дарования исцелений в едином Духе; другому же — сила, являемая в чудесах; другому — пророчество; другому же — различение духов; иному — разные языки; другому же — толкование языков… И Бог поставил их в церкви: во–первых, апостолами, во–вторых, пророками, в–третьих, учителями; затем чудеса, затем дарования исцелений, оказание помощи, управление, разные языки [2].

Дар учителя, по апостолу, ничуть не менее значителен, чем дар пророка, или дар целителя, или дар чудотворца, так как все они подаются одним Духом. Однако современное церковное сознание оценивает эти дары иначе: мы далеки от того, чтобы поставить катехизатора на одну ступень с пророком или чудотворцем. Катехизация по–прежнему занимает в церкви униженное и оскорблённое положение. В большинстве приходов она является чем–то сверхурочным и необязательным, лежащим за пределами повседневной церковной жизни. Для неё не существует ни календарей, ни заведенной дисциплины, ни канонической практики.

Однако в древности всё было совершенно по–другому. Прежде чем появились на свет письменные Евангелия, катехизация, то есть устное наставление в вере всех желающих, уже шла полным ходом. Так, например, Лука в начале своего Евангелия говорит о цели, с которой оно было написано: «Решил и я, тщательно исследовав все с самого начала, последовательно написать для тебя, превосходлейший Феофил, чтобы ты познал достоверность того учения, в котором был катехизирован» (peri< w=n kathch>qhv) (Лк 1: 3–4). То есть Лука считал свой труд систематическим изложеним устного катехизиса.

Ещё до того, как появился годичный календарь богослужений, церкви Рима и Александрии имели весьма развитую огласительную практику. Вот что в начале третьего века о регулярной катехизации в Риме сообщает Ипполит: