Евсевий Памфил

Когда и персидский царь342 пожелал через посольство познакомиться с Константином и, в знак дружеского своего расположения, прислал ему дары, с просьбой о союзе, тогда император чрезвычайной своей щедростью победил и его, изъявившего ему наперед свое почтение. Узнав при том, что среди персидского народа умножаются Божьи Церкви и собираются многие тысячи овец в стадо Христово, он, как общий для всех попечитель, обрадовался этому известию и свою всеобъемлющую заботливость простер даже сюда:

ГЛАВА 9. Константин Август пишет Сапору, царю персидскому, и в своем письме с величайшим благоговением исповедует Бога и Христа

"Соблюдая божественную Веру, я приобщаюсь свету истины, а руководствуясь светом истины, познаю божественную Веру. Вот способы, которыми, как показывает само дело, я держусь святейшего богопочтения и исповедую, что это служение есть наставник в познании Святого Бога. Вспомоществуемый силой сего Бога, я начал от пределов океана и малопомалу воодушевил твердой надеждой на спасение всю Ойкумену343, так что все рабство столь жестоким тиранам и все стенание под бременем ежедневных бедствий исчезли. Сегото Бога я чту и содержу вечно в своей памяти, сегото в вышних живущего Бога я прославляю ясной и чистой мыслью.

ГЛАВА 10. Против идолов и о прославлении Бога

Его призываю с коленопреклонением, гнушаясь всякой нечистой кровью344, неприятными куреньями, умилостивительными жертвами, и уклоняясь от всякого земного сияния345, чем нечестивый и тайный обман увлекает в преисподнюю многие народы и целые поколения, потому что Бог всяческих никак не хочет, чтобы люди прилагали к своим прихотям то, что Его промысел, по человеколюбию, произвел для всеобщей пользы. Он требует от людей только чистой мысли и незапятнанной души, и только этим взвешивает дела добродетели и благочестия, Ему благоугодны подвиги честности и кротости, Он любит добронравных, а мятежных ненавидит, любит верность, а неверность наказует; разрушает всякую надменную власть и казнит превозношение тщеславных, низвергает с престола напыщенных гордостью, а смиренным и незлобивым воздает по достоинству. Таким образом, высоко ценя правосудное царствование, Он укрепляет его своей помощью и царственную мудрость хранит в тишине мира.

ГЛАВА 11. Против тиранов и гонителей, также о плене Валериана

Не думаю, брат мой, чтобы я заблуждался, признавая этого единого Бога началовождем и отцом всего. Многие из здешних василевсов, увлекшись буйными и превратными помыслами, решались отвергать Его, но всех их постиг такой злосчастный конец, что целое поколение следовавших за ними людей подражателям подобной жизни указывает на их бедствия, как на пример. Одним из них, по моему мнению, был тот, которого Божий гнев, подобно молнии, изгнал отсюда и предал в ваши руки, где, к бесчестью своих соотечественников, он сделался столь прославляемым вами трофеем победы346.