Евсевий Памфил

9 9 Автократор – чрезвычайно важное понятие в политической теории древности, оно предполагает полную независимость правителя от какойлибо внешней или внутренней силы.

10 10 Август – имя первого императора, превратившееся в часть императорского титула, прибавляемую к имени. Также см. прим. 4.

11 11 Не совсем понятно, что Евсевий имеет в виду. Константин умер в Аквирионском дворце в Никомидии. После смерти его тело было перевезено в Константинополь и там он был похоронен в храме Св. Апостолов. Единственное время, когда его тело находилось в царском дворце это момент между привозом его из Никомидии и приездом его сыновей, т. е. очень небольшой промежуток времени (см. кн. IV, 67–68). Таким образом, приходится предположить, что Евсевий либо начал писать свое сочинение в это время, либо присоединил к уже готовому сочинению это вступление.

12 12 Изображения предков – покровителей домашнего очага, весьма почитались как в Греции, так и в Риме. Им приносили жертвы, воскуряли фимиам, каждый полноправный гражданин того или иного города всегда был жрецом родового бога – предка. Конечно, в начале IV в. это почитание уже не было таким всеобщим, но остатки его несомненно сохранялись в среде языческой аристократии, на что указывает, например, указ Максимина Дайи, о котором упоминает Лактанций (О смерти гонителей, XXXVI), который обязывает декурионов преследовать христиан и ежегодно приносить жертвы помимо "старых жрецов".

13 13 Изображения богов в Греции и Риме раскрашивались, краски при этом приготовлялись на основе растопленного воска. Умершие часто изображались не в качестве бюста или статуи, а в виде настенных росписей.

14 14 Имеется в виду широко распространенный в Греции обычай надписывания на могиле умерших эпитафий, восхваляющих их деяния и обычно пишущихся от первого лица.

15 15 Скорее всего, Евсевий имеет в виду Деяния Апостольские (напр. 7, 55–56).

16 16 Флавий Валерий Константин I Великий (27.02.272(?)22.05.337), римский император с 25.07.305.

17 17 Мф. 5.14–16.

18 18 Титаны – в греческой мифологии дети Геи и Урана, составляли доолимпийское поколение богов. Основной мифологический сюжет о титанах – титаномахия – восстание титанов против богов.

19 19 Видимо, Евсевий имеет в виду правителей империи от Диоклетиана, так как начиная с его правления до победы Константина над Лицинием, управление империей было разделено между разными лицами. Право сделать подобное предположение дает отсутствие каких бы то ни было обширных внешних завоеваний в правление Константина, хотя вполне возможно, что эти слова просто похвала, приличествующая панегирику.