Евсевий Памфил
ГЛАВА 20. О том, какие Константин издал законы касательно исповедников веры
Человеколюбивейшие указы василевса распространялись и на нас, как прежде на другую часть света165. Законы, дышащие благочестием к Богу, обещали различные блага: эпархам приносили они в дар выгоды и пользу, а Церквям Божьим давали то, что было им свойственно, а именно: прежде всего, вызвали людей, областными правителями166 осужденных на изгнание и переселение за то, что не служили идолам, потом освободили от общественного служения167 находившихся за ту же вину под судом, а потерявших имениa через конфискацию приглашали снова принять его. Равным образом лиц, во время борьбы, при помощи Божьей, прославившиеся твердостью души, и по той причине сосланных на мучения в шахты, или осужденных жить на островах168, или обязанных служить при местах общественных, – этих лиц вдруг освобождались от всех подобных наказаний. Милость василевса избавила от обиды и тех, которые, за постоянство в благочестии, изгнаны были из воинского сословия169, василевс оставил им на выбор – или вернуться к своим обязанностям и отличаться прежним достоинством, или, если им нравится жизнь спокойная, оставаться в ней, ни мало не стесняясь общественной службой. Подобно прочим, освободил он и тех, которые, в знак унижения и бесчестия, осуждены были на работы в гинекеях170.
ГЛАВА 21. О том, что тоже постановил он касательно мучеников и церковных имений
Этото предписывал указ василевса касательно людей, терпевших подобные мучения. Но закон обстоятельно говорил и об их имуществе, он повелевал: имение святых божьих мучеников, положивших свою жизнь за исповедание веры, получать ближайшим в роду171, если же таких не окажется, – вступать в наследство церквям172. Дарственная грамота предписывала также возвратить прежним владельцам все, что перед тем передано было казной другим лицам173, посредством продажи ли, или в виде дара, и что осталось в казне. Вот сколькими благами осыпали Божью Церковь разосланные василевсом грамоты.
ГЛАВА 22. О том, как улучшил он состояние черни
А черни вне христианства и всем народам великодушие василевса даровало в чрезвычайном количестве иные блага174. Еще прежде, узнав по слуху о состоянии дел в другой части Рима, все наши соотечественники ублажали тамошних жителей и молились, чтобы им самим даровано было когданибудь наслаждаться подобными благами. Теперь, исполнение своих желаний увидев собственными глазами, они начали и себя называть счастливыми и признавались, что их василевс воссиял для рода смертных, как некое славное сокровище, какого от века не знали под солнцем. Такто мыслили они.
ГЛАВА 23. О том, что виновником благ называл он Бога, и о списках его указов