Евсевий Памфил

ГЛАВА 6. О том, что он был слугой Божьим и победителем народов

Как верный и добрый слуга, Константин что возвещал, то и делал. Он открыто называл рабом и исповедовал себя слугой Всецаря; за то Бог вскоре воздал ему, поставил его господином, владыкой и победителем, каких между автократорами от века не бывало, победителем, никогда непреоборимым и непобедимым в отношении к победам, сотворил его таким василевсом, о каком никогда прежде и слухом не слыхивали, явил его столь боголюбивым и преблаженным, столь благочестивым и благополучным, что он без всякого труда овладел гораздо большим числом народов, нежели то каким владели прежние государи19, и безбедно сохранил свою власть до самой кончины.

ГЛАВА 7. Сравнение его с персидским царем Киром и македонским Александром

Древняя история, как славнейшего между бывшими когдалибо государями, величает персидского царя Кира20, но если это и справедливо, то окончить свою жизнь надлежало ему не только не благополучно, даже постыдно и низко – надлежало умереть от руки женщины21. Сыны эллинов воспевают также Александра Македонского22, победителя бесчисленных племен и народов, но не достигнув еще и мужского возраста23, он устремился к пирам и пьянству24, а потому нашел раннюю смерть. Вся жизнь его ограничивалась тридцатью двумя годами, из которых только третья часть была временем его царствования25. Притом этот человек, как молния, шел путем крови и беспощадно обращал в рабство все города и народы, без различия возраста, пока еще в цветущих летах, оплакивая потерю друга26, не встретил неотразимой смерти и не исчез бездетным, безродным, бездомным, в чуждой и враждебной земле27, чтобы не губил более человеческого рода. Царство его тотчас же раздробилось, каждый слуга отделял от него и похищал какуюнибудь область28. И, несмотря на то, сего государя превозносят похвалами.

ГЛАВА 8. О том, что он покорил почти всю вселенную

Напротив, наш василевс только начал управлять в тех летах, в которых Македонский умер, и жил вдвое больше последнего, а период своего царствования протекал в три раза долее него. Укрепив войско кроткими и мудрыми уставами богопочтения29, он ходил войной на британцев и людей, живущих к западу среди океана30, равно как покорил всю Скифию31, лежащую к самому северу и разделенную на множество разных варварских народов, потом распространил свою империю до отдаленнейшего юга, до Блеммии32 и Эфиопии33 и не чуждым себе приобретением почитал также Восток34. Разливая светлые лучи благочестия до концов всей Ойкумены, до последних пределов Индии35, и кругом на жителей целой земли, он держал под своей властью всех местных правителей, народных вождей и сатрапов36 над варварскими племенами, которые охотно, с любовью и радостью посылали ему свои дары и считали высокой честью пользоваться его знакомством и дружбой, так что для воздаяния ему почестей выставляли у себя живописные его изображения, воздвигали статуи и Константина знали и провозглашали, как единственного над всеми автократора37. До такихто пределов царским его словом с совершенной свободой звучало благовестие о чтимом им Боге.

ГЛАВА 9. О том, что он был сыном благочестивого василевса и оставил власть царственным сыновьям