Orthodox Pastoral Ministry

Материальное содержание духовенства. Конечно, это не значит, что пастырь ничего не должен брать с пасомых за свой труд. Сам Спаситель сказал апостолам, а в их лице — всем пастырям: "Трудящийся достоин пропитания" (Мф. 10:10). В своем Первом Послании к Коринфянам св. ап. Павел пишет: "Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования" (1-е Кор. 9:7-14).

Но всякая материальная помощь пастырю должна исходить из заботливой любви пасомых, а не по вымогательству. "Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим (Гал 6:6). "Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей" (1 Тим 5:17).

Далее, пастырь должен быть "тих" и "кроток," т.е. иметь скромный и миролюбивый нрав, подобно Христу Спасителю и Его ученикам. Это внутреннее расположение его души должно выражаться и вовне — в его словах и поступках, в кротком и благожелательном обхождении с людьми.

Естественно, что кротость пастыря не должна переходить в слабость и в потворство людским порокам, особенно "сильным мира сего." Кротость не исключает строгости и грозного обличения человеческих заблуждений и пороков, как это показывает пример Пастыреначальника Христа Спасителя (Мф. 21:12-13; и глава 23-я) и апостолов (1-е Кор. 5:1-5).

"Миролюбив," "не гневлив" (Тит. 1:7). Общая для всех христиан обязанность — иметь мир со всеми (Рим. 12:18), есть преимущественная обязанность служителя Бога мира. Мир с Богом, с паствой, со своими сослуживцами, со своей совестью — вот что украшает истинного пастыря.

Гнев выводит человека из нормального состояния. Одержимый гневом, способен на грубые слова и разрушительные поступки. Если гнев предосудителен для всякого человека, то тем более для пастыря Церкви Христовой, призванного быть примером своему стаду (1-е Тим. 4:12).

"Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли заботиться о Церкви Божией?" (1-е Тим. 3:4-5).

Если пастырь беспечен и неорганизован, сумбурен по своей природе, так что дом его находится в расстройстве, то как справиться ему с такой большой и сложной семьей, какой является Церковь? Под "послушанием" здесь должно разуметь повиновение детей родителям. "Ибо кто, — говорит св. Иоанн Златоуст, — поверит, что чужого заставит слушать себя тот, кто не умеет своего сына держать в послушании."

Под "честностью" разумеется жизнь, соответствующая высокому положению детей священнослужителей. Блаж. Феофилакт говорит: "Со всякою честностью, значит, — ив слове, и в деле, и в одежде." Хотя бы сам пастырь был и образцовым, но порочная жена или дурные дети могут соблазнять верующих, ослаблять их уважение к пастырю.

"He должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом" (стих 6). Новообращенный, не обладающий еще достаточным знанием Священного Писания и необходимым опытом церковной жизни, при некотором успехе в пастырском служении может возомнить о себе и натворить много вреда в Церкви, подобно тому, как диавол, возгордившись, произвел бунт против Бога.

"Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних," т.е. хорошее о себе общественное мнение, "чтобы не впасть в нарекание и сеть диаволъскую " (стих 7). "Нарекание" — это насмешки и презрения по адресу пастыря, когда из его жизни известно что-либо предосудительное. Это "нарекание" может повредить и ему, как служителю Церкви, а также его пасомым, которые не смогут уважать его.

Качества диаконов

Тех же нравственных качеств Апостол требует и от диаконов, прибавляя, что они должны быть "не двуязычны," непристрастны к вину, хранящие таинство веры в чистой совести" (1-е Тим. 3, 8-9).

"Не двуязычны," т.е. не двуличны, не лицемерны или коварны. В апостольское время диаконы были распорядителями общего церковного имущества и, следовательно, в деле благотворения были как бы посредниками между предстоятелями и пасомыми. Занимая такое положение, они могли, например, наговаривать епископу или пресвитеру на кого-либо из мирян, или, наоборот, — выставлять в невыгодном свете пастырей-предстоятелей в глазах народа, и т.п., почему Апостол и требует особенно от диаконов честности и правдивости.