The Pentateuch of Moses
6Среди городов, которые отдадите вы левитам, шесть будут городами–убежищами: вы позволите скрываться в них убийцам. И вы должны дать левитам еще сорок два других города, 7так что всего они получат сорок восемь городов с угодьями при них. 8Когда будете выделять города для левитов из всех владений сынов Израилевых, делайте это соразмерно с величиной каждого колена – возьмите больше городов у того колена, где их много, и меньше там, где их немного».
Города–убежища
9Господь повелел Моисею 10сказать сынам Израилевым: «Когда перейдете вы через Иордан и вступите в ханаанскую землю, 11определите свои города–убежища, где смогут скрываться убийцы, те, кто лишил кого–либо жизни неумышленно. 12Эти города с проживающими в них левитами будут у вас местами убежища от мстителей, дабы не погибнуть людям, обвиняемым в убийстве, прежде чем предстанут они перед судом общины. 13 Таких городов, определенных вами для убежища, должно быть шесть: 14три по эту сторону Иордана и три в самой земле ханаанской. Они должны стать местами убежища. 15В этих шести городах сможет найти себе убежище любой человек, убивший кого–то неумышленно: будь он из сынов Израилевых, или человек пришлый среди вас, или какой–либо переселенец.
16Иное дело, если кто ударил другого, скажем, железным каким–то орудием и убил человека. Ударивший – точно убийца и должен быть предан смерти. 17И если кто ударил другого камнем, которым можно убить, и человек оттого умер, совершивший сие — убийца, и его следует казнить. 18То же и с деревянным орудием, которым можно убить: если и таким кто ударит человека, и тот умер, то ударивший тоже убийца, которого надлежит предать смерти. 19С таким убийцей пусть расправится его кровный мститель: как только встретит его, сразу же пусть совершит приговор.
20И если кто из ненависти толкнет какого–либо человека, а то и бросит со злым умыслом в него что–нибудь, и тот умрет; 21или когда ударит какой–нибудь человек, движимый враждой, другого рукою своей, и тот тоже умрет, то виновного в смерти следует считать настоящим убийцей и, значит, нужно непременно предать смерти. Как только встретит его кровный мститель, сразу же должен убить. 22Но если неумышленно, не из вражды толкнет кто–то человека или бросит в него чем–нибудь без злого умысла, 23а то и уронит на человека, не видя его, какой–нибудь камень, который может убить, и тот умрет, – а он ему не враг, и не подозревается в том, что желал ему зла, – 24пусть община, руководствуясь этими указаниями, рассудит между невольным убийцей и кровным мстителем. 25И община должна спасти такого убийцу от кровной мести, возвратив его в тот самый город–убежище, в который он когда–то убежал. И он должен там жить до смерти первосвященника, помазанного священным елеем. 26Если убийца выйдет почему–либо за стены города–убежища, в котором он обрел защиту[1158], 27и встретит его за городом мститель его и убьет, то не будет отвечать он за кровопролитие. 28Убийца ведь должен был оставаться в своем городе–убежище до смерти первосвященника и только после кончины того мог вернуться к себе домой. 29Пусть это будет установлением для суда вашего на все времена, где бы ни жили вы.
30Обвиняемого в убийстве следует предать смерти, если есть показания двух или трех свидетелей; по показаниям одного свидетеля никто не может быть казнен. 31 И еще: за жизнь убийцы нельзя брать выкуп; если повинен он в смерти, его непременно следует и предать ей. 32Нельзя брать выкуп и с того, кто убежал в город–убежище, чтобы позволить ему вернуться и жить на земле своей до смерти первосвященника. 33Не оскверняйте же землю, на которой будете жить, ибо пролитие крови людской оскверняет землю; земля не иначе очищается от крови, что пролилась на ней, как только кровью того, кто ее пролил. 34Не делайте нечистой землю, на которой вы живете, на которой Я пребываю, ибо Я, Господь, пребываю среди сынов Израилевых».
Дополнение к закону о дочерях–наследницах
36 Главы семейств из рода Гилада, сына Махира, внука Манассии, из колена потомков Иосифа, пришли к Моисею и сказали ему и вождям, главам родов израильских: 2«Господь велел тебе, господину нашему, разделить всю землю в наследство между сынами Израилевыми по жребию; и еще велел Он тебе, господину нашему, наследство Целофхада, брата нашего, отдать дочерям его. 3Но что будет, если станут они выходить замуж за израильтян из другого колена?! Ведь доля их отойдет от владений наших, и получит его тогда тот род, к которому они, выйдя замуж, примкнут! И из–за этого мы лишимся части отведенного нам по жребию земельного наследства. 4А когда в Израиле настанет юбилейный год[1159], доля этих дочерей будет присоединена к наследству того колена, к которому они примкнули. И от наследства отцов наших отнятой окажется доля дочерей Целофхада».
5Тогда Моисей, по повелению Господа, объявил сынам Израилевым, что заявление этих потомков колена Иосифа вполне оправданно, 6и провозгласил волю Господа о дочерях Целофхада: они могут выходить замуж за тех, кто им понравится. Однако избранниками их могут быть только мужчины их собственного рода. 7Наследственная земля сынов Израилевых не должна переходить от одного колена к другому; все израильтяне должны хранить отцовскую собственность их колена неурезанной. 8И каждая дочь, наследующая участок земли в одном из израильских колен, может стать женой мужчины из любой семьи в колене ее отца, чтобы каждый израильтянин владел наследством своих отцов. 9Никакое наследство не должно переходить от одного колена к другому, и каждое колено в Израиле должно сохранить свою наследственную собственность неурезанной.
10Дочери Целофхада так и сделали, как заповедал Господь. 11Все они: Махла, Тирца, Хогла, Милка и Ноа, дочери Целофхада, вышли замуж за двоюродных братьев своих[1160] 12из рода потомков Манассии, сына Иосифа, и потому наследственная собственность их осталась в их отцовском роду и колене.
Заключение
13Вот такие заповеди и указания дал Господь через Моисея сынам Израилевым на равнинах Моава, у Иордана, неподалеку от Иерихона.
Пятая книга Моисеева. Второзаконие
…И там, если станете искать Господа, Бога вашего, – только тогда сможете найти Его, если возжелаете того всем сердцем своим и всей душою своей (4:29).