The Pentateuch of Moses
19 После того, как Господь, ваш Бог, истребит народы, землю которых Он отдает вам, и вы овладеете всеми их городами и будете жить в их домах, 2выделите три города в той стране, которую Господь, ваш Бог, дарует вам во владение. 3А расположение этих городов – где они должны находиться – чтобы в один из них мог убежать совершивший убийство, вы определите, разделив на три части ту страну, которую Господь, ваш Бог, дает вам в наследство. 4 И вот при каком условии человек, убивший другого, может бежать туда, чтобы спасти свою жизнь: если он неумышленно убил человека, который не был прежде[1291] его врагом.
5Пошел, положим, кто–то с соседом[1292] своим в лес по дрова, замахнулся топором, чтобы дерево срубить, а железо слетело у него с топорища и сразило насмерть соседа. Тогда он может убежать в один из тех городов и спасти свою жизнь. 6Но если впереди у него долгая дорога, разъяренный кровный мститель может догнать его и расправиться с ним, хотя того и нельзя было бы приговорить к смерти, потому что он никогда не относился враждебно к убитому.
7Посему и повелеваю вам выделить у себя три таких города. 8Если же Господь, Бог ваш, расширит со временем владения ваши, как Он обещал клятвенно праотцам вашим, и отдаст вам всю землю, о которой им говорил, – 9а это будет, если по любви к Господу, Богу вашему, и из желания всегда ходить Его путями будете в точности исполнять все заповеди Наказа сего, который даю вам ныне, – тогда к трем прежним городам прибавьте еще три. 10Пусть же не льется невинная кровь на земле вашей, которую Господь, Бог ваш, дает вам в наследство, и на вас не ложится вина в пролитии крови.
11Другое дело, если возненавидит кто ближнего своего и, выбрав удобный случай, нападет на него и убьет его, а потом скроется в одном из городов–убежищ, 12тогда старейшины города, из которого бежал убийца, должны послать за ним в город–убежище и передать кровному мстителю, чтобы убийца понес заслуженную кару. 13Жалеть его не следует. Избавь Израиль от вины за кровь, невинно пролитую, и будет тебе хорошо.
14Никогда не передвигай межу соседа твоего – межу, изначально проложенную предками вашими на отведенной тебе в наследство земле, в той стране, которую Господь, ваш Бог, дает вам в собственность.
15Показания одного свидетеля не могут считаться достаточными для обвинения кого бы то ни было в каком–либо преступлении, провинности или совершённом грехе. Любое обвинение законно, если его подтверждают два или три свидетеля.
16Вот что следует делать, когда лжесвидетель пытается обвинить кого–нибудь в том или ином проступке: 17обоим вовлеченным в тяжбу нужно предстать перед Господом, перед священниками и судьями, которые будут служить в то время. 18Судьям надлежит рассмотреть дело основательно, и, если выяснится, что свидетель этот говорил ложь, что оклеветал он брата своего, 19сделайте с ним именно то, что собирался он сделать с братом своим. Злу этому не место среди вас, искорените его! 20Все остальные должны узнать об этом и увидеть опасность, что им угрожает; тогда зло такого рода вы пресечете, не будет его у вас. 21Никакой жалости! Пусть заплатит он жизнью за жизнь, оком за око, зубом за зуб, рукой пусть заплатит за руку, за ногу – ногой!
Указания о воинской повинности
20 Когда отправитесь в поход против врагов ваших и лицом к лицу встретите силу, вас превосходящую, – войско больше вашего, коней и колесницы, – не бойтесь, ведь с вами будет Господь, ваш Бог, Который вывел вас из Египта! 2 Пусть перед сражением выйдет к войску священник и скажет, ко всем обращаясь: 3«Слушай, Израиль! Сегодня в сражение вы вступаете с врагами вашими. Не падайте же духом! Не бойтесь, не трепещите перед ними и не страшитесь их! 4На битву эту Господь, ваш Бог, выходит вместе с вами, чтобы сразиться с врагами вашими и спасти вас“.
5А приставники должны объявить воинам: «Если кто построил новый дом, но еще не начал жить в нем[1293], пусть возвращается домой. Ведь может случиться, что он падет в сражении, и кто–то другой освятит дом – отметит в нем новоселье.
6И кто насадил виноградник, но плодами его еще не воспользовался, пусть возвращается домой: ведь если падет он в сражении, достанутся те плоды другому.
7И тот из вас, кто успел обручиться, но еще не взял свою суженую в жены, пусть домой возвращается: ведь если падет он в сражении, кто–то другой возьмет ее в жены“.
8И вот что еще должны сказать приставники: «Кто малодушен и робок, пусть тоже домой возвращается, дабы робость эта не передалась братьям его“.
9После этого обращения приставников к войску военачальники примут командование.