«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Чтобы понять причины привлекательности "Общества Сторожевой башни" для попавших в него людей, необходимо предварительно изучить ту атмосферу, в которой они оказываются и, разумеется, те условия, в которых жили и живут российские "Свидетели Иеговы". Это тем более необходимо, что социально - политические условия, сложившиеся в XX веке в нашей стране, наложили свой отпечаток на русских людей, придерживающихся самых различных религиозных ориентаций, о чем уже говорилось выше. История существования секты в советское время позволяет сделать однозначный вывод, что репрессивными мерами добиться прекращения существования подобного рода тоталитарных организаций не представляется возможным. История секты в нашей стране в послевоенное время - череда непрекращающихся преследований со стороны властей, но спровоцированных в большой степени самими иеговистами. Число членов организации несмотря на репрессии продолжало расти, но гораздо медленнее чем в настоящее время.

Попавшие в секту люди оказываются под постоянным тяжелым давлением, но несмотря на это численный рост организации продолжается. Поэтому мы должны также ознакомиться и с различного рода правилами и ограничениями, регулирующими жизнь члена секты.

2.5.1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ "СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ"

Незадолго перед началом Великой Отечественной войны к СССР были присоединены Западная Украина, Западная Белоруссия, Буковина и Бессарабия. Вальтер Коларц в своей книге "Религия в Советском Союзе" сообщает что: "благодаря присоединению территорий к Советскому Союзу в 1939/40 годах, где были небольшие, но очень активные группы "Свидетелей Иеговы", они оказались в России" 84.

Это, конечно не означает отсутствия на территории России отдельных представителей "Общества Сторожевой башни" в более ранние периоды. В издании "Свидетели Иеговы в России", опубликованном в 1996 году, приводится письмо члена секты, появившееся в “Сторожевой башне” за 1887 год, в котором он сообщает, что отправляет "...экземпляры “Сторожевой башни” по почте в разные места, даже в Россию" 85. Там же мы встречаем упоминание о том, что "в России у Ч.Рассела была важная встреча с верующими, который как миссионер распространял библейскую истину среди живущих там людей" ("Сторожевая башня 09.1891 г.). Конечно, достоверность подобной информации очень невысока.

"Сторожевая башня" от 12.1911г. поместила письмо разъездного служителя Общества в Восточной Европе Р.Х.Олежинского, упоминавшего о 10 тысячах готовых русскоязычных экземплярах брошюры "Где находятся умершие?" 86

Издание "Свидетели Иеговы в России" ссылается также на ежегодник Общества за 1927 г., в котором помещено письмо из России: "В нашем хозяйстве десять верующих, еще четверо - в Кургане, пять - в Шарапкино и шесть - в Павловке" 87. Советская власть в то время относилась к сектантам с пониманием. Это видно даже из разрешения миссионеру Янгу напечатать в Курске 15 тысяч буклетов "Свобода" и "Где находятся умершие?" В своем письме от 14.02.1929 г. миссионер сообщил Руттерфорду более ста адресов завербованных 88. Зная об эффективности советских спецслужб того времени, можно с большой степенью уверенности предположить дальнейшую судьбу доверившихся Янгу людей.

В изданиях "Общества Сторожевой башни" описываются гонения, которым подвергались "Свидетели Иеговы" нацистами за антивоенную пропаганду во время Второй Мировой Войны. Впрочем, так как большинство их оказалось на оккупированных территориях, то после войны члены общества были репрессированы под стандартным для того времени предлогом сотрудничества с оккупантами.

По некоторым данным к 1949 г. на территории СССР насчитывалось 20 тысяч семей "Свидетелей Иеговы" 89. Но по другим, гораздо более достоверным, к 1946 году в СССР было всего лишь 8633 Свидетеля Иеговы 90.

В 1949 г. иеговисты СССР направили письмо из шести пунктов министру внутренних дел. В нем они сообщали, что цель их деятельности состоит в распространении Библии, издании религиозной литературы, организации библейских просветительских курсов для взрослых и детей, создании специальных школ и классов. Реакция органов последовала незамедлительно. Весной 1951 г. около 7000 (из 8633) иеговистов было отправлено в сибирскую ссылку 91. Карательные меры успеха не принесли, так что к 1956 году сектантов насчитывалось уже более 17 тысяч человек.