«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

С приближением 1914 года прогнозы становились все более осторожными. Если раньше Рассел настаивал, что буря бедствий и всеобщая анархия разразятся до наступления октября 1914 года, то в выпуске журнала за 1904 год он писал: "Теперь мы полагаем, что анархическая кульминация великого времени бедствий, предшествующая тысячелетнему благословению, произойдет после октября 1914 года н.э. - мы считаем, что это произойдет очень скоро, - "в один час", "внезапно" 167.

Далее последовали еще более осторожные высказывания. Если раньше, в 1894 году Рассел утверждал, что приводимые даты были "Божьими сроками, а не нашими", то за семь лет до наступления 1914 года он вдруг заявил, "что мы никогда не объявляли свои вычисления непогрешимо верными... мы всегда утверждали, что они основаны на вере" 168. Таким образом, получилось, что если кто-то выражал сомнения в связи с хронологией Общества, то ставилась под сомнение не эта хронология, а вера и отношения с Богом сомневающегося.

Чарльз Тейз Рассел, заявлявший, что его устами говорит Бог, умер в 1916 году. Он оставил после себя много "пророчеств" о сроках, из которых не исполнилось ни одно. После его смерти остались также тысячи сбитых с толку последователей. В книге "Light", изданной в 1930 году, сложившаяся ситуация описывалась следующим образом: "Весь Божий народ с радостным нетерпением ждал 1914 год. Когда он настал и прошел, последовало много разочарований, скорби и печали, и на Божий народ посыпалось множество упреков. Над ним насмехались священники и особенно их союзники, на него показывали с презрением, потому что так много говорилось о 1914 годе и о том, что должно было произойти, а эти "пророчества" не исполнились" 169. Такое положение дел унаследовал судья Руттерфорд. Он был избран Президентом Общества в январе 1917 года. Перед ним стояли два варианта действий: признать ошибку или попытаться оправдать ложные предсказания предшественника. Судья выбрал второй путь.

Чтобы оживить слабеющее доверие читателей "Сторожевой башни", Руттерфорд в экстренном порядке организовал издание книги "Разгаданная тайна", вышедшей в свет в 1917 году.

В книге были сделаны попытки передвинуть некоторые из ожидавшихся событий с 1914-го на 1918 год при помощи параллели с разгромом еврейского восстания римлянами. 1918 и 1920 годы были объявлены временем уничтожения церквей, которое начнется с России и распространится по всему миру. Весне 1918 года приписывалось величайшее значение: "В 1918 году, когда Бог разом разрушит все церкви, и миллионы членов церквей, все, кто избежит этого, придут к работам пастора Рассела, чтобы познать, что означает падение "христианства"" 170.

В 1920 г. "Разгаданная тайна" была переиздана с подстрочным примечанием, касающимся даты 1918 г.: "Исполнение этого пророчества начнется в России в 1918 г." 171.

Грандиозные события должны были осуществиться, по мнению автора, и в 1920 году. К этому сроку гигантские революции, начавшиеся в 1918 году, достигнут кульминации, в результате чего всякое упорядоченное правительство исчезнет: "Даже республики исчезнут осенью 1920 года. Все царства земли погибнут, их поглотит анархия" 172. Впрочем, самому революционному движению, по мнению автора, также не повезет: "...оно будет полностью сокрушено, все целиком. Все его следы исчезнут в ярости мировой всепоглощающей анархии осенью 1920 года" 173.

Несмотря на эти грозные, пугающие слова очередного пророчества, и убежденность читателей, внимающих им, ничего даже близко похожего не произошло ни в этот год, ни предшествующие 1914 и 1918. "Всплеска бедствий" в христианском мире так и не случилось, правительства не были свергнуты, церкви не были разрушены.

В 1920 году Президент Общества Сторожевой башни опубликовал брошюру под названием "Миллионы живущих теперь не умрут вовек". Эта броская фраза и по сей день используется организацией. Но тогда она имела совсем другой смысл, так как была привязана к новой дате - 1925 год. Подразумевалось, что многие миллионы из живущих в 1920 году доживут до 1925-го, когда "...прежний порядок, ветхий мир заканчивается и поэтому скоро погибнет, что наступает новый порядок, что 1925 год принесет воскресение достойных праведников древности и начало восстановления, представляется резонным заключить, что миллионы людей, живущих сейчас на земле, все еще будут на земле в 1925 году. Тогда, основываясь на обетованиях божественного слова, мы должны сделать твердый и неоспоримый вывод о том, что миллионы живущих теперь не увидят смерти вовек" 174.

Руттерфорд, впрочем, не был изобретателем идеи о воскресении Ветхозаветных праведников. Еще на 1915-1916 г.г. его предшественник впервые напророчил о воскресении патриархов Ветхого Завета. "Начало первой фазы Царствия в конце 1914 года, как мы понимаем, состоит в воскресении святых древности, - от Иоанна Крестителя до Авеля, Авраама, Исаака, Иакова и всех святых пророков" 175. Рассел был уверен, что: "Бог не сделал ни одной ошибки и Его планы не изменяются" 176, но после его смерти Руттерфорд, как мы уже сказали выше, перенес это "воскресение" на 1925 год.

Как и предыдущие эти предсказания не сбылись. Но заявления о точности хронологии, предлагаемой организацией, становились все более жесткими. Наконец лояльность к "пророчествам" и учению Рассела превратилась во всеобщий призыв. Полностью отметая старые предсказания о 1914 годе, его стали представлять с другой стороны. Если ранее писалось, что он "...будет началом Царства Божия" 177, то теперь появились заявления, что оно будет установлено на земле позже, правда, "вскоре" и "на развалинах современных институтов власти" 178. Прославление "последнего члена призванной свыше Церкви Христа" 179 также уже не было приурочено к 1914 году. Все несбывшиеся предсказания замалчивались, но сомнений в датах не допускалось. Для их оправдания использовались различные аргументы. Например, "Сторожевая башня" писала: "В великой пирамиде в Гизе совпадение одного или двух измерений с хронологией существующей истины могло бы быть случайным, но соответствие десятков измерений доказывает, что один и тот же Бог создал и пирамиду, и план, - и в то же время доказывает правильность хронологии. Соответственно Писанию, науке и истории, хронология существующей истины несомненно верна. Ее надежность с избытком подтверждена датами и событиями 1874, 1914 и 1918 годов" 180.

Во время второй половины президентства Руттерфорда большинство прежних пророчеств, которые так яростно отстаивались в первой половине его пребывания у власти, были отвергнуты или передвинуты во времени.

Начало "последних дней" было перенесено с 1878 года на 1914-й. Присутствие Христа также было смещено на 1914 год, также как и официальное начало деятельного управления Христа Своим Царством с 1878 года на 1922-й. Начало воскресения было передвинуто с 1878 на 1918 год. В течение какого-то времени даже утверждалось, что 1914 год на самом деле принес "конец мира" в том смысле, что Бог "официально" отменил право правления на земле мирских народов. Но от этого тезиса вскоре отказались, и "завершение системы вещей" (по переводу Нового Мира) было отнесено в будущее.

После смерти Руттерфорда в 1942 году директивным решением Организации дата первого разрушения города Иерусалима была перенесена с 606 г. до н. э. на 607 г. до н. э. Нет никакого исторического свидетельства, ни одной научной теории, которая считала бы, что разрушение Иерусалима произошло на год раньше, чем это известно из истории. Руководство общества пошло в этом случае на прямую фальсификацию. Такое действие предпринято в связи с тем, что 2520 лет, отсчитанные с момента падения Иерусалима в 606 г. до н.э., заканчиваются на самом деле в 1915 году н.э, а не в 1914 - м, как заявляла Организация в течение более 60 лет. Но стремление сохранить 1914 год как дату, значение которой подчеркивалось на страницах практически всех изданий Общества, требовало передвинуть дату разрушения Иерусалима на один год, что и было сделано в новых изданиях Сторожевой башни. В этом случае также был обойден вопрос о наличии у руководителей организации элементарных арифметических знаний.