CHRIST AND THE CHURCH IN THE NEW TESTAMENT

Thus, the most frequently used key words of the epistle are "Law" and "faith." Moreover, these concepts in many cases go in pairs, and most importantly, in opposition:

Man is not justified by works of the Law,[416] but only by faith in Jesus Christ, and we have believed in Christ Jesus, that we might be justified by faith in Christ, and not by works of the Law; for by the works of the Law no flesh shall be justified (Gal. 2:16).

This verse can be considered a starting point. This is a thesis that is further explained and proved.

An important clarification right away: it is not the Law and faith that are opposed, but the works of the Law and faith. What does Paul mean by these and other equally important terms (e.g., "justification"), and why does he speak of such a sharp contrast? However, we can find such an opposition not only in Paul, but also in other New Testament writings, from which we can conclude about the specific New Testament meaning of such a formulation of the question:

The law was given through Moses; but grace and truth came through Jesus Christ (John 1:17).

The God-givenness, immutability and beauty of the Law

The Law is, of course, the God-given Law (Hebrew torah, Greek no/moj) that the chosen people received through the greatest (precisely for this reason) prophet Moses at the time of the conclusion of the Covenant at Mount Sinai (see Exodus 19ff.). Strictly speaking, the Law, as an instruction on the true path of life (cf. Deuteronomy 30:19), as the commandments of God, is the gift of God, thanks to which it is possible to speak about the concrete content of the concluded Covenant and about the happiness and joy of being in the Covenant with God, to be chosen by the people, to be the Church:

5 Behold, I [i.e., Moses] have taught you statutes and laws, as the Lord my God commanded me, that you should do these things in the land into which you are entering, that you might possess it; 6 Therefore keep and do them, for this is your wisdom and your understanding in the sight of the nations, who, when they hear of all these statutes, will say, 'Only this great nation is a wise and prudent people' (Deuteronomy 4:5-6).

Being the Word of God, a revelation and the greatest gift of God, the Law was and remains that treasure that is "better than thousands of gold and silver", "sweeter than honey" (Psalm 118:72, 103), "more than gold and topazium" (Psalm 118, 127, Slavic text). A happy man ("blessed man") "meditates on the Law day and night" (Psalm 1:2).

Непреходящую сердцевину Закона, как известно, составляют Десять заповедей (Декалог: Исх. 20, 2-17; Втор. 5, 6-21) — та этическая основа жизни в Завете с истинным Богом, которая актуальна всегда, в том числе и в христианстве. Кроме того, иудейский Закон включал в себя и много других предписаний, более конкретных, частных, имеющих в виду, например, храмовый ветхозаветный культ, а также реалии быта, общественных отношений и т. п. Собрание подобных многочисленных заповедей тоже входит в Синайский Закон и составляет центральную часть Пятикнижия Моисея (вторая половина Исх.; вся книга Лев.; первая часть Числ.). Правда, как уже упоминалось, при всей объемности записанного в Пятикнижии Моисеева Закона он не мог исчерпывать все многообразие проявлений человеческой жизни, чтобы каждый раз точно отвечать, как поступать в том или ином случае, чтобы не нарушить какую-либо из заповедей Закона. В результате в иудействе накопилось множество более конкретных толкований заповедей Закона, имевших не меньший авторитет, чем письменные заповеди (см. § 5. 1).

Но не будем спешить с однозначными выводами о ненужности подобных предписаний как таковых! Ведь жизнь народа Божия — будь то ветхозаветный Израиль или новозаветная Христианская (скажем точнее: Православная) Церковь — должна во всех своих и глобальных (общественных), и частных (личных) проявлениях соответствовать Слову Божию. В этой связи неизбежно появление конкретных правил, канонов, уставов, а также их толкований, которые помогают человеку держаться в верности своему духовному выбору на конкретном уровне (в молитвенной практике, а также в быту и во многих других областях своей жизни и деятельности). Можно сказать, что исторической аналогией иудейского предания, в свое время конкретизировавшего исполнение Моисеева Закона для иудеев, в христианской (Православной) Церкви являются не менее разработанные и кажущиеся незыблемыми («освященные временем») свои традиции и уставы. Короче говоря, без преданий и уставов (канонов) человеческих, комментирующих Закон Божий и применяющих один и тот же Закон в тех или иных специфических современных условиях, невозможна реальная жизнь конкретного человека в церковной традиции.

Искаженное понимание Закона. Оправдание по Закону и оправдание по благодати

Почему же ап. Павел с такой резкостью обрушивается на Закон — данный от Бога, милый сердцу верующего и благодаря разработанным толкованиям позволяющий уверенно шествовать по жизни, зная, что на все, или, во всяком случае, на многие вопросы есть ответы в Законе или в его церковном толковании? Такой вопрос созвучен вопросу о том, почему уже Сам Иисус Христос столь жестко критиковал современных Ему фарисеев и книжников за приверженность «преданию старцев» или «заповедям человеческим».

В том-то и дело, что Павел обрушивается не на Закон — ведь он есть Слово Божие, он дан Богом, «через Ангелов», и он «не противен обетованиям Божиим» (Гал. 3, 19. 21), — а на ложное понимание оправдания. Жертвой же такого ложного понимания и оказывается Закон.