Isagogy. Old Testament
Из писем Абдхибы, правителя Иерусалима:
Царю, моему господину, Абдхиба: твой раб… Пусть прибудут сюда царские стрелки. Царь не владеет страной: хабири опустошают всю царскую область. Если бы войска прибыли в этом году, страна удержалась бы за царем, но их нет, и земля потеряна…
Да ведает царь: все земли гибнут, против меня вражда; область Гезера, Аскалона и город Лахиш дали им пищу, елей и все необходимое. Посему да позаботится царь о войсках и пришлет их против тех князей, которые преступили против него… Это дело Милкиила и сыновей Лабаия, которые предают царскую землю хабири… Да знает царь: я не могу послать каравана к царю… Царь запечатлел свое имя в земле Иерусалима навеки, посему он да не оставит земли Иерусалима.
Из письма Лабаии Эхнатону:
Я верный раб царя, я не преступал и не грешил, не утаивал дани и не оказывал неповиновения моему рабису. На меня клевещут…
Из писем Шувардата:
Лабаия умер, отнимающий наши города… но Абдхиба — второй Лабаия — он отнимает наши города… выбросил царь меня из своих рук, да пошлет он стрелков.
(Пер. Б. А. Тураева)
При преемниках Эхнатона власть Египта в Ханаане вновь укрепилась.
4. Из договора Рамсеса II c хеттами
Если человек или два человека, которых не знают (т. е. люди незнатные), убегут из Египта, и они придут в страну хеттов, чтобы стать подданными другого, то да не оставят их в стране хеттов, а доставят Рамсес-Мери-амону, великому властителю Египта.
(Пер. Н. С. Петровского)
5. Древнейшее внебиблейское описание праздника Опресноков
Среди документов еврейского гарнизона на острове Элефантина (Египет) найден текст, касающийся праздника Опресноков. Папирус относится к V веку до Р.Х.
В этом году, 5 году царя Дария, от царя отправлена весть Аршаму… Теперь считайте так: отсчитайте четырнадцать дней нисана и от 15 до 21 нисана ешьте опресноки. Будьте чисты и воздержаны, не работайте… не пейте и не ешьте ничего, в чем есть квасное тесто, от захода солнца 15 нисана до 21 нисана не вносите в свои жилища и запритесь… Моим братьям Иедонии и его товарищам, иудейскому войску, ваш брат Ханания.
(Пер. И. М. Волкова)
§24 Синайский Завет (Исх 19–40; Левит)
1. У горы Синай (19,1–2). В месяце сиван (май-июнь), через двенадцать недель после исхода, караван Сынов Израиля достигает горы Божией, куда вел их Моисей и где он прежде получил пророческое призвание. В северной традиции (Э) гора эта известна как Хорив (евр. Хореб). Возможно, так именовали весь горный массив на юге Синайского полуострова. Сама гора звалась Синай (по имени лунного бога Сина?), и ее издавна почитали священной окрестные племена. Точное ее местоположение неизвестно. Древнее предание отождествляет Синай с горой Джебель Муса, у подножья которой находится сейчас монастырь св. великомученицы Екатерины. Сюда и поныне поднимаются паломники трех монотеистических религий — иудаизма, христианства и ислама. Гора — место Богоявления и Богопочитания — как бы напоминала человеку о неприступном величии Творца.