Isagogy. Old Testament
Оба эпизода, завершающие Кн. Судей, рисуют самую безотрадную картину жизни народа. По дорогам бродят лишенные крова орды, бесчинствуют и враги и свои, повсюду — насилие, грабежи и беззакония. Израильтяне делают истуканов, приносят жертвы Ваалам. Кажется, что в этом религиозном и политическом хаосе все начинания Моисея и судей обречены на гибель. Но, говоря обо всем этом, библейский автор как бы подготавливает переход к Кн. Царств — следующей главе Св. Истории.
Вопросы для повторения
1. Какие века обнимает Кн. Судей?
2. Кто такие были судьи?
3. Чем характеризуется жизнь Израиля в первый период оседлой жизни?
4. Что означало двоеверие израильтян?
5. В чем суть богословия Кн. Судей?
6. В чем заключается пессимизм Кн. Судей?
7. В чем заключалось дело и неудача Деворы, Гедеона и Самсона?
8. Каково значение рассказов о данитах и вениамитах?
§28 Пророк Самуил и основание монархии (1 цар 1-15)
1. 1–2 Книги Царств являются продолжением Книги Судей. Первоначально в Библии они составляли одно целое и назывались Книгой Самуила. В Септуагинте и Вульгате они были разделены на две части и получили названия 1 и 2 Кн. Царств. Они описывают события XI — начала Х веков: гибель священнической династии Илия, правление Самуила, правление Саула и жизнь Давида до последних дней его царствования.
1 и 2 Книги Царств входят в состав Второзаконнической истории, которая была завершена в эпоху Плена. Но построена она на базе древних преданий и подлинных документов. К ним относятся: сказания о Ковчеге, о Самуиле, два рассказа об основании монархии (см. ниже), биография Давида, написанная, вероятно, при его сыне Соломоне. С литературной точки зрения рассказ о Давиде является великолепным образцом художественной историографии, созданной за много веков до «отца истории» Геродота. Лица и события обрисованы ярко и лаконично, без излишней риторики. Объективный тон рассказа не ослабляет его драматизма.
Св. библейский писатель соединил свои первоисточники, руководствуясь внушением Духа Божия. Поэтому, например, он уделяет мало внимания военным победам Давида, зато подробно останавливается на истории его избрания Богом и его правах на престол. Рассматривая Давида как великого царя, Библия не скрывает его грехов и недостатков. Она стремится не возвеличивать вождей и монархов, а показать действие Промысла в истории народа Божия. Как и весь Второзаконнический цикл, 1 и 2 Кн. Царств ставят успехи Израиля в зависимость от его верности Завету.
«Книги Царств показывают, что Царство Божие не от мира сего и что его Домостроительство встречает для себя постоянные препятствия в мире со стороны человеческого греха, что, однако, не мешает Богу осуществлять на земле все поставленные Им цели (в данном случае рождение Спасителя из дома Давидова в Вифлееме, родном города Давида). В этих книгах не надо обязательно искать моральных истин. Ветхозаветная мораль исполнена и восполнена новозаветной заповедью любви. Но остается другое: принципы Божия действия в мире и хождения человека перед Богом. Об этом ветхозаветные книги свидетельствуют боговдохновенно, и это свидетельство сохраняет свою силу на все времена» (прот. А. Князев).
1 Кн. Царств делится на две неравные по объему части:
а) правление пр. Самуила (1–7);
б) царствование Саула и возвышение Давида (8-31).
2 Кн. Царств делится на пять частей:
а) воцарение Давида (1–4);
б) Давид — царь всего Израиля (5-10);