Isagogy. Old Testament
По другому мифу боги, желая взвалить на кого-нибудь тяжелую работу, задумали создать людей.
«Премудрого» — бога, что имеет разум, Они убили в своем собранье. Из его тела, из его крови Намесила богиня Нинту глины. Чтобы вечно слышали стуки сердца, Разум живет во плоти бога, Знает живущий знак своей жизни… Позвала Ануннаков богов великих… Так говорит богам великим: «Вы приказали — Я совершила… Я вас избавила от работы, Ваши корзины дала человеку». (Пер. В. К. Афанасьевой)
2. Египетское сказание о сотворении мира
Согласно мемфисскому сказанию, прародителем всего был бог Птах (или Пта).
«Вышли из него все вещи: пища и еда, пища богов и все другие прекрасные вещи. И так было найдено и признано, что его сила больше, чем всех других богов. И был Птах доволен после того, как сделал все вещи и все божьи слова. И он родил богов, он создал города, он основал номы (области), он поставил богов в их святилища, он учредил их жертвы, он основал их храмы, он создал их тела по желанию их сердец. И вошли боги в свои тела из всякого дерева, из всякой глины, из всяких вещей, которые на нем росли и в которых они приняли свои образы. (перевод М. Э. Матье)
3. Иранский дуализм
Отрывки из Авесты, священной книги маздеистской религии Ирана:
45,2. Я хочу сказать о двух духах в начале бытия, из которых светлый сказал злому: «Не согласуются у нас ни мысли, ни ученье, ни воля». 30,3. Оба изначальных духа явились, как пара близнецов, добрый и дурной — в мысли, слове и деле.
4. Образ дракона в ханаанской мифологии
В мифе о богине-воительнице Анат повествуется о ее борьбе против морского бога смерти Ямма и его Дракона (в другом мифе Ямма побеждает Ваал). Анат говорит:
Не сгубила ли я Ямма, любимца Эла, Не уничтожила ли бога Реку? Не поразила ли я Дракона, Не победила ли гибкого Змея, Могучее чудовище с семью головами? (Мифология древнего мира)
Эта битва с Драконом символизирует борьбу богов растительности и жизни против Хаоса и смерти. Литературное отражение ее сохранилось в библейской письменности (Пс 73,14; Ис 27,1; ср. Откр 12,3). Но в Библии Дракон есть образ сатаны, твари, восстающей против Бога.
§18 Создание человека согласно 2 гл. кн. Бытия
1. Второй рассказ о творении. Во второй главе Бытия содержится картина творения — несколько иная, чем в Шестодневе. Шестоднев помещен вначале, так как он более развернуто повествует об этапах истории земли, однако второй рассказ, вероятно, более древний. Он уходит корнями в патриархальную эпоху, когда предки израильтян были тесно связаны с культурой Двуречья. Св. писатель раскрывает истины откровения, используя образный язык месопотамских народов. Но этот литературный «строительный материал» служит ему для изложения тех же истин, которые возвещает Шестоднев.