Библейская археология/Biblical Archaeology

64. BASOR, No. 111 (1948), pp. 24-27.

65. ANET, p. 322. Перевод, приводимый ниже, также взят из этого источника.

66. Период времени между написанием последнего (канонического) ветхозаветного текста и появлением Нового Завета, примерно с 200 г. до Р.Х. по 100 г. от Р.Х. — Прим. пер.

67. Phillipe Bruneau. Les Israelites de Delos et la juiverie delienne. Bulletin de Correspondence Hellenique, 106, 1982, pp. 465-504.

68. В Вульгате Неемия ошибочно назван священником. — Прим. пер.

69. G.R. Driver, Aramaic Documents of the Fifth Century B.C. (Oxford, 1954; abridged and revised edition, 1957).

70. ANET, p. 492.

71. E.G. Kraeling, The Brooklyn Museum Aramaic Papyri (New Haven, 1953).

72. ANET, p. 491.

73. Иудейская война, I, 21.

74. Прежде чем Павел был привезен в Рим, он содержался в течение двух лет, между 58 и 60 гг., в заключении в Кесарии (Деян. 24:27). Израильские археологи считают, что они обнаружили место заключения апостола Павла. Римская тюрьма входила в большой административный комплекс, расположенный между ипподромом и амфитеатром, занимавший более 4000 м2 и включавший также дворец прокуратора и бани. (Archaeology News Digest, Autumn, 1997).

75. В последние годы израильскими археологами в Кесарии раскапывался построенный Иродом Великим около 20 г. до Р.Х. ипподром. В 1998 г. там была найдена гигантская 150-метровая фреска с изображением различных животных (оленей, лошадей, лисиц, леопардов), на сегодняшний день — самая большая фреска греко-римского периода. Она находилась на длинной круглой стене, отделявшей скамейки зрителей от беговых дорожек. Фреска была выполнена около 170 г..

76. См. например, описание паломника из Бордо, 333 г. — Wilkinson, 1971, p. 160.

77. Этой точки зрения придерживаются некоторые современные ученые — см. E. Martin, 1996, p. 170-173.

78. M. Biddle. The Tomb of Christ. London, 1999.

79. J. Wilkinson. The Jerusalem Jesus Knew: An archaeological Guide to the Gospels. Nashville, 1983, p. 157-158.

80. Рельеф на арке Тита в Риме изображает римских солдат, несущих менора и другие ритуальные предметы из Иерусалимского храма. Недавняя находка в Риме позволяет предположить, как римляне распорядились огромными богатствами, похищенными из разрушенного ими Храма. Профессор Гейдельбергского университета Геза Альфёлди обнаружил в Колизее в Риме следы надписи (отпечатки бронзовых литер и отверстия от штырей, которыми они крепились к стене), которую он реконструирует следующим образом: «Император Тит Цезарь Веспасиан Август приказал построить этот амфитеатр на [средства, полученные от продажи] военной добычи (manubiae)».

81. Иудейские древности, XVIII, 1; см. также Иудейская война, II, 8.

82. The Dead Sea Manual of Discipline, tr. by W. H. Brownlee, BASOR Supplementary Studies, Nos. 10-12 (1951), Section viii, 13-14; ix, 6.

83. Если мы будем интерпретировать выражение «двенадцать мирян и три священника» (Manual of Discipline, viii, 1) в том смысле, что трое из двенадцати названных мирян являются священниками.

84. Manual of Discipline, v. 25-vi.1