Interpretation of the Gospel

Слово ад не означает здесь ада в действительном значении его, а употреблено лишь как противоположность небу: до неба вознесшийся, то есть непомерно возвеличившийся, будет низвергнут, уничтожен; жителям же Капернаума, отвергнувшим Христа, предстоит в будущей жизни гораздо худшая участь, чем нечестивым жителям истребленных городов Содома и Гоморры.

Первая часть суда Господня над упомянутыми городами исполнилась очень скоро: в войне евреев с римлянами, когда разрушен был Иерусалим, разрушены были и эти города; от них остались одни только развалины, а в настоящее время на месте цветущих когда-то городов стоят жалкие деревушки.

Гордые своей мнимой мудростью и своими знаниями Писания фарисеи и книжники не поняли пророчеств о Мессии, не поняли Иисуса и Его учение; они видя — не видели, слыша — не слышали, и потому не уразумели всего того, что свершалось перед ними; все это, по их слепоте, было сокрыто, как бы утаено от них. Люди же простые, не знавшие всех пророчеств и вообще Писания так, как знали книжники и фарисеи, поняли, что Иисус есть именно Тот, Которого евреи так долго ждали, и что другого нечего ждать; поняли же это они не столько умом, сколько сердцем, и притом искренно, бесхитростно, как младенцы.

Вот почему Иисус, не видя вокруг Себя истинных мудрецов, окруженный большей частью простыми людьми, жаждавшими спасения, сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты открыл младенцам то, что мудрые сами утаили от себя, ибо на то была Твоя благая воля.

Слыша эти слова, некоторые могли подумать, что если Иисус благодарит Бога за то, что Он открыл младенцам сокрытое от мудрых, то, следовательно, Сам не мог бы этого сделать. Чтобы рассеять подобные мысли, Иисус тотчас же напоминает Своим ученикам и слушателям ранее объясненное им равенство Свое с Отцом; Все предано Мне Отцом Моим, говорит Он; все, что делает Отец, то делает и Сын, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф. П, 27).

«Природа Сына Божия (говорит епископ Михаил), тайна единства в Нем божественного и человеческого естества, высота и чистота Его божественного характера таковы, что ни один человек не может их вполне понять и узнать; один Бог Отец знает Его совершенно. И Отца не знает никто; ни человек, ни ангел и никакое творение не может постигнуть и узнать вполне Бога. Только Сын знает Его вполне» (Толковое Евангелие. 1).

По мнению Златоуста, Иисус, говоря — Отца не знает никто, кроме Сына, — не то разумеет, что все Его не познали, но что никто не имеет об Отце такого знания, какое имеет Сын. То же можно сказать и о Сыне. Равным образом, Он не разумеет здесь какого-то неведомого Бога, Который никому не открыл Себя, как утверждает Маркион, но показывает невозможность полного о Нем познания, потому что мы и Сына не знаем так, как должны знать» (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. 38).

И кому Сын хочет открыть. Сын, то есть Иисус Христос, хочет открыть Отца всем без исключения, но не все способны принять такое откровение. Он всех призывает к Себе, всем в лице Своем открывает Отца, всем говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас.

Призыв трудящихся и обремененных

«Не тот или другой приходи, но идите все, находящиеся в заботах, скорбях и грехах; идите не для того, чтобы Я подверг вас истязанию, но чтобы Я разрешил грехи ваши; идите не потому, что Я нуждаюсь в славе от вас, но потому, что Мне нужно ваше спасение. Смотрите на Меня и учитесь от Меня всему тому, что Я делаю; тогда узнаете, какое великое благо смирение и кротость, и найдете покой душам вашим» (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. 38).

«Возьмите иго Мое на себя, исполняйте все заповеди Мои и не думайте, что они трудны или неудобоисполнимы; берите пример с Меня; будьте так же кротки и смиренны, как Я, и тогда вы поймете, что иго Мое само по себе составляет благо как для тех, которые его несут, так и для всех, с кем они соприкасаются, а если это иго благо, то и бремя несения его должно быть легко (Мф. 11, 29-30)».

Легкость ига заповедей христовых

Все иго Христовых заповедей вмещается в следующих словах Его: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12). В чем же трудность несения его? Ты хочешь, чтобы тебя все любили? Люби и ты всех. Хочешь, чтобы тебе не только не делали никакого вреда, но даже и не гневались на тебя? И ты никому не вреди и не гневайся ни на кого, а будь со всеми кроток. Хочешь, чтобы с тобой не ссорились? Сам не только не заводи ссор, но спеши мириться со всяким, кто имеет нечто против тебя. Хочешь, чтобы жена твоя не прелюбодействовала, не нарушала святость брака? Так не прелюбодействуй же и ты, даже не смотри с похотливостью на постороннюю женщину. Хочешь, чтобы все говорили тебе правду? Не лги же и ты, и будь всегда правдив настолько, чтобы тебе все верили, не требуя в подтверждение твоих слов никакой клятвы. Ты, конечно, желаешь, чтобы тебе не мстили, не воздавали злом за причиненное тобой, хотя бы случайно, зло ближнему твоему? Не мсти и ты даже за преднамеренное зло, причиненное тебе. Хочешь, чтобы за зло тебе платили добром? Покажи же и ты пример великодушия: люби врагов своих, благо твори ненавидящим тебя, молись за обижающих тебя, молись за гонителей своих. Ты хочешь, чтобы тебе не отказывали в твоих просьбах? Просящему у тебя и ты подай, и от ищущего твоей помощи и ты не отвращайся. Хочешь, чтобы тебя не осуждали, не злословили? Сам не осуждай и не злословь никого. Хочешь, чтобы тебя накормили, когда ты будешь голоден, напоили, когда будешь жаждать, одели, когда останешься наг, оказали тебе гостеприимство, когда тебе некуда будет головы преклонить, утешили тебя, когда ты будешь болен или когда тебя постигнет несчастье? Сам же накорми голодного, напои жаждущего, одень нагого, прими странника, утешь больного и навести заключенного в темницу.

Вот иго, налагаемое Христом на Своих учеников и последователей! В чем же трудность несения его? Не труднее ли свобода от этого ига? Ведь иго это дает душевное спокойствие (покой душам) всем смиренно несущим его. Свобода же от этого ига, хотя и содействует временному накоплению некоторых земных благ, не в силах, однако, дать обладателю их душевного покоя.