Interpretation of the Gospel

Посылая Апостолов на проповедь, Иисус Христос знал, что от них будут требовать знамений, доказательств их посланничества, и потому дал им власть над нечистыми духами, власть изгонять их, а также силу исцелять больных, очищать прокаженных и воскрешать мертвых. Давая такую власть и силу, «Он смиряет их высокоумие и предостерегает от сребролюбия. И чтобы они не подумали, что производимые ими чудеса — плод их добродетели и не возгордились тем, говорит: вы ничего своего не даете тем, которые принимают вас; получили вы эти дары не в награду и не за труды: это Моя благодать. Так и другим давайте, потому что нельзя найти цены, достойной этих даров» (Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. 32). Даром получили, даром давайте (Мф. 10, 8).

Иисус посылал теперь Своих Апостолов только к евреям, даже запретил им ходить к язычникам и самарянам: идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 10, 6). «Не подумайте, — говорит Он, — будто за то, что они Меня поносят и называют беснующимся, Я питаю к ним ненависть и отвращение; напротив, Я стараюсь исправить их прежде других, и запрещаю вам ходить к другим народам; к ним посылаю вас учителями, врачами» (Свт. Иоанн Златоуст, там же, 32).

О предстоявшем пришествии Мессии пророки возвещали еврейскому народу; поэтому тому же, а не иному, народу надлежало возвестить прежде и о действительном пришествии Мессии-Христа.

Наставления им

Давая наставление Апостолам, Иисус Христос предвидел, что заботы о пище, одежде и жилище могут отвлекать их от проповеди, а потому и говорит им: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха (Мф. 10, 9—10). Ведь вы идете проповедовать о приближении Царства Небесного и учить своих слушателей, как войти в это Царство; вам предстоит много труда, много лишений на пользу ближних, а всякий трудящийся так достоин получать все ему необходимое от тех, для кого он трудится: трудящийся достоин пропитания».

Не всякий, конечно, трудящийся достоин награды: трудится вор, ломая замок, чтобы проникнуть в чужую квартиру и совершить кражу; трудится казнокрад, составляя подложные отчеты; трудится кабатчик, спаивая пристрастных к спиртным напиткам... Но такой труд достоин иной мзды — не той, о какой говорил Иисус. Рассчитывать на помощь Божию в воздаянии за труд могут только те, которые, трудясь, исполняют заповедь о любви к ближним; только они достойны пропитания.

Заповедуя Апостолам не отвлекаться от исполнения возложенного на них поручения и потому разрешая им принимать от Своих учеников пропитание, Иисус Христос «не отворил этим (по выражению Златоуста) для Апостолов дверей ко всем», а повелел им искать достойных того: В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете, то есть кто, по своему благочестию, достоин принять Апостолов. Проповедовать о покаянии и приближении Царства Небесного они должны были всем, даже преимущественно грешникам, но жить могли только в домах достойных, «дабы (как говорит Иероним) недоброй славой принявших Апостолов не посрамить достоинства самой проповеди».

А входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему. Слова «мир дому сему» составляли обычное у евреев приветствие и выражали желание спокойствия, счастья. Но желать мира не значит еще дать мир; поэтому Иисус поясняет Своим Апостолам, что их желание мира действительно принесет мир той семье и даже всему городу, которые с радостью примут их и будут достойны того, то есть примут их с чистым сердцем, без всякого лукавства и задних мыслей; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то ваше желание мира дому тому не осуществится, и мир ваш к вам возвратится. А если кто откажет вам в гостеприимстве и не станет слушать вас, то не оставайтесь в таком доме или городе и, выходя, покажите, что вы не имеете ничего общего с ними, даже не желаете уносить с собой пыль того города, приставшую к вашим ногам: отрясите прах от ног ваших (Мф. 10, 14).

Евреи боялись оскверниться от общения с язычниками и думали, что нечиста даже земля, по которой язычники ходят, поэтому они считали необходимым отрясать прах языческой земли от ног своих, чтобы очиститься от осквернения. А Иисус Христос, посылая Апостолов только к евреям и давая им совет поступать с не принявшими их евреями так, как евреи обыкновенно поступают только с язычниками, тем самым высказался, что такие евреи хуже язычников, что отраднее будет земле Содомской и Гоморрой, рекой в день суда, нежели городу тому.

Не скрывал Христос от Своих Апостолов тех испытаний, тех даже страданий, какие предстоят им: Я посылаю вас, как овец среди волков; но не бойтесь предстоящей вам борьбы с врагами Моими: мудростью и кротостью вы победите их; будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16). Остерегайтесь людей, которые способны напасть на вас, как волки на овец; не подвергайте без крайней необходимости свою жизнь опасности, не вызывайте напрасной вражды к себе; будьте мудры [31], и да поможет вам мудрость ваша распознать, где надлежит сеять слово Божие и где воздержаться от этого, поступив по заповеди Моей — не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями (Мф. 7, 6).

Когда же будут гнать вас в одном городе, то не упорствуйте, не подвергайте напрасно свою жизнь опасности, а бегите в другой, и там проповедуйте: ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий (Мф. 10, 23).

«Итак, чтобы ученики не говорили: а что, если мы убежим от гонителей куда-нибудь, а они и там найдут нас и опять будут преследовать, — Спаситель, уничтожая таковой страх, говорит: вы не успеете обойти Палестины, как Я тотчас приду к вам» (Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. 34).

«Не успеете окончить дела вашего теперешнего посланничества в городах народа еврейского, как приидет Сын Человеческий. В параллельном сему изречении (Мф. 16, 28) прибавлено — в Царствии Своем; и это прибавление указывает, что речь идет не о Втором славном Пришествии Господа на Суд при кончине мира. Пришествие Иисуса Христа в Царстве Своем есть то же, что открытие сего Царства, а открытие Царства Христова совершилось Его Воскресением и ниспосланием Святого Духа Апостолам, после чего они пошли уже во весь мир с проповедью об открытии сего Царства. Следовательно, изречение Господа можно перефразировать так: еще не успеете вы огласить проповедью Евангелия всей Палестины, как Царство Мое откроется. Этим Господь, очевидно, имеет в виду утешить учеников Своих среди предрекаемых им бедствий и скорбей: не бойтесь и не смущайтесь; скоро откроется Царство Мое, и вы облечетесь всемощной силой свыше, против которой бессильны будут враги ваши» (Епископ Михаил. Толковое Евангелие. 1. С. 192).

Когда же мудрость ваша подскажет вам, что избежать угрожающей вам опасности нельзя, что самое уклонение ваше от нее будет нарушением ваших апостольских обязанностей, то не бойтесь никаких испытаний: враги Мои будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, но вы не сопротивляйтесь им силой, а противопоставьте их силе свою кротость, голубиное незлобие, и тогда вы победите мир. А когда поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками, то не заботьтесь, как или что сказать... ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.