Heeding the voice of the prophets

И.: — Почему мы вероломно поступаем? (2.10)

Б.: — Унизил Иуда святыню Господню… (2.11 — 13)

3- й диалог:

И.: — За что Он не принимает наших приношений? (2.14а)

Б.: — Ты поступил вероломно… (2.146 — 2.16)

И.: — Чем мы прогневляем Его? (2.17а)

Б.: — Тем, что говорите: «всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит?» (2.176 — 3.7а)

4- й диалог:

И.: — Как нам обратиться? (3.76)

Б.: — Вы обкрадываете Меня… (3.8а)

И.: — Чем мы обкрадываем Тебя? (3.86)

Б.: — Десятиною и приношением… (3.8в — 3.9)

5–й диалог:

Б.: — Принесите все десятины и испытайте Меня… (3.10 — 13а)

Н.: — Что мы говорим против Тебя? (3.136)

Б.: — Вы говорите: тщетно служение Богу… (3.14)

Н.: — Мы считаем надменных счастливыми… (3.15)

Б.: — Боящиеся Бога говорят: «внимает Господь…» (3.16 — 4.5)

Примечательно, что инициатором беседы — первого диалога, также как второго и пятого -является Сам Бог. Первый диалог завершается прославлением народом Господа, а второй — Его упреком народу. Третий и четвертый диалоги начинает народ (пророк) недоуменными вопросами, свидетельствующими о глубоком непонимании неправедности своих дел. Ответы Господа Своему народу помогают ему осознать свои прегрешения и прийти к покаянию. И только после покаяния народа Божьего в пятом диалоге следует наставление Господа, завершающееся обещанием послать к Своим людям «Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал 4.5). Этим новым откровением Господа, отражение важности которого для народа можно увидеть в Евангелии (см., например, Ин 1.21–25), и завершается вся книга.

Разумеется, приведенная выше диалогичная структура книги Малахии — не единственно возможная. Возможно выделение и иного числа диалогов в этой книге. Это не удивительно, так как перед нами слово Божие, бесконечно глубокое и неисчерпаемое. Мы даже не всегда можем однозначно выделить различные голоса в тексте библейских книг. Например, в книге Песни Песней не всегда различаются голоса Жениха и Невесты. Диалогичная структура, приводимая в «Брюссельской» Библии, вовсе не является единственно возможной. Если попробовать заменить распределение «ролей» на обратное, то текст совершенно не потеряет своего смысла, а лишь приобретет новые оттенки. Итак, можно утверждать, что любое пророчество и даже любая пророческая книга диалогичны по своей природе. Однако поиск диалогичной структуры этих книг является довольно серьезной и не всегда легко решаемой задачей. В любом случае, она никогда не решается однозначно: каждая выявленная структура подчеркивает какую‑то определенную сторону пророчества, актуальную в данном месте и в данное время.