Heeding the voice of the prophets

"The voice of the Lord says to me:

"Announce it!"

And I said, What shall I proclaim? All flesh is grass, and all its beauty is like a flower of the field. The grass withers, the flower withers, when the Lord's breath is not upon it: so the people are grass.

"The grass withers, the flower withers, but the word of our God will endure forever" (Ne 40:6-8).

The prophet, as if raised to a great height above the river of time, sees that the life of not only a person, but also an entire nation is a single moment, no more than the flowering of a plant. What then is to be proclaimed, and to whom? Isaiah knew the ancient wisdom very well: "There is no remembrance of the past; and even of what will be, there will be no remembrance of those who come after" (Ecclesiastes 1:11).

But the Lord answers him, saying that to proclaim: the word of God, which will endure forever!

Jesus Christ Himself spoke of prophecy as the proclamation of the will of God through His Son: "Heaven and earth shall pass away, but my words shall not pass away" (Matthew 24:35).

2.4. God's Will and Attention to It in This World

Выше уже отмечалось, что пророк — это избранный Богом человек, внимающий воле Божьей и сообщающий о ней всему миру. В этом состоит его служение Церкви. Можно поставить вопрос: только ли Своему избраннику открывает Господь Свою волю?

Если принять, что этот дар уникален и присущ только одному или немногим избранникам, то их роль становится медиумическая. В этом случае они выступают в роли посредников между небом и землей, а все остальные люди — не просто могут, а обязаны с благоговением их слушать и исполнять то, что они передали «свыше». В таком случае пророк становится неотличим от какого‑нибудь оракула — например, Дельфийского — которому только и открывается воля богов. В действительности же такая картина очень далека от реальности пророческого служения.

В Ветхом Завете есть интересная сцена, раскрывающая суть этого вопроса. Она относится к завершению земного служения пророка Божьего Илии. Во 2–й главе 4–й Книги царств достаточно подробно повествуется, как пророк перед уходом испытывал своего ученика и будущего преемника в служении Елисея. Илия, переходя от одного места на другое, трижды требует от Елисея остаться и не идти за ним, говоря, что «Господь посылает меня». Но ученик, вопреки всем правилам послушания, каждый раз отвечает: «Жив Господь и жива душа твоя! Не оставлю тебя!».

В этом и состояло его испытание — Илия проверял его на знание самого главного правила жизни не только пророка, но и любого верующего: Бога надо слушаться больше, чем человека. Елисей, так же, как и его учитель, внимал воле Божьей, и поведение Илии показывает, что ученик испытание выдержал.

Такая проверка была конкретной: была воля Божия взять Илию в особый удел «в вихре на небо». Это, конечно, знал сам Илия. Но это знали и сыны пророческие в Вефи- ле и в Иерихоне. Между ними и Елисеем каждый раз происходил примечательный диалог. Они спрашивали его: «Знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: Я также знаю, молчите» (4 Цар 2.3).