Heeding the voice of the prophets

2.4. God's Will and Attention to It in This World

Выше уже отмечалось, что пророк — это избранный Богом человек, внимающий воле Божьей и сообщающий о ней всему миру. В этом состоит его служение Церкви. Можно поставить вопрос: только ли Своему избраннику открывает Господь Свою волю?

Если принять, что этот дар уникален и присущ только одному или немногим избранникам, то их роль становится медиумическая. В этом случае они выступают в роли посредников между небом и землей, а все остальные люди — не просто могут, а обязаны с благоговением их слушать и исполнять то, что они передали «свыше». В таком случае пророк становится неотличим от какого‑нибудь оракула — например, Дельфийского — которому только и открывается воля богов. В действительности же такая картина очень далека от реальности пророческого служения.

В Ветхом Завете есть интересная сцена, раскрывающая суть этого вопроса. Она относится к завершению земного служения пророка Божьего Илии. Во 2–й главе 4–й Книги царств достаточно подробно повествуется, как пророк перед уходом испытывал своего ученика и будущего преемника в служении Елисея. Илия, переходя от одного места на другое, трижды требует от Елисея остаться и не идти за ним, говоря, что «Господь посылает меня». Но ученик, вопреки всем правилам послушания, каждый раз отвечает: «Жив Господь и жива душа твоя! Не оставлю тебя!».

В этом и состояло его испытание — Илия проверял его на знание самого главного правила жизни не только пророка, но и любого верующего: Бога надо слушаться больше, чем человека. Елисей, так же, как и его учитель, внимал воле Божьей, и поведение Илии показывает, что ученик испытание выдержал.

Такая проверка была конкретной: была воля Божия взять Илию в особый удел «в вихре на небо». Это, конечно, знал сам Илия. Но это знали и сыны пророческие в Вефи- ле и в Иерихоне. Между ними и Елисеем каждый раз происходил примечательный диалог. Они спрашивали его: «Знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: Я также знаю, молчите» (4 Цар 2.3).

Воля Божия о грядущем вознесении Илии была открыта, согласно данному тексту, многим десяткам, если не сотням, человек.

По вознесении Илии многие из сынов пророческих также увидели «и сказани: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли» (4 Цар 2.15). Это значит, что воля Божия о человеке, в данном случае — об уникальной судьбе пророка Илии — открывается не одному человеку, а очень многим людям.

Можно даже утверждать, что Бог желает открыть Свою волю всем людям. Но далеко не все эту волю Божию воспринимают или даже хотят воспринимать. Активное воле- излияние Господа должно быть соотнесено с желанием и большим духовным трудом, чтобы появилась реальная возможностью ее воспринять.

Чем же обусловлена эта возможность? Ответ на этот вопрос также можно увидеть в приведенном выше отрывке. Сыны пророческие из Иерихона, которые были свидетелями вознесения Ильи, не поняли, что же на самом деле произошло с ним. Они просят разрешения у Елисея (признавая его, тем самым, старшим) о том, чтобы послать пятьдесят человек искать Илию на одной из гор или долин. Они не увидели духовного смысла произошедшего. Почему? Ведь они также пророки!

Вернемся к последнему диалогу Илии и Елисея. Елисей, в ответ на слова Илии «Проси, что сделать vie6e, прежде нежели я буду взят от тебя», просит, чтобы дух пророческий, который на Илие, был на нем вдвойне. И он слышит удивительно кроткий ответ: «Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет» (4 Цар 2.10). Речь идет, разумеется, не о простом зрении, а о духовном. По слову Спасителя, острота духовного зрения зависит от чистоты сердца: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5.8). Илия–громовержец, Илия, который не боялся состязаться с сотнями вааловых пророков, не берется судить о чистоте сердца своего ученика. Это — область тайны, которую может знать только Бог. Поэтому он и говорит: «Если увидишь…». Даже он, самый близкий Елисею человек, его учитель и духовный отец, не знает глубин его сердца.

Елисей проходит и это испытание. Его сердце оказалось настолько чистым, что он видит подлинный духовный смысл вознесения Илии. Сыны пророческие этого не увидели.

Таким образом, Господь готов открыть и открывает Свою волю всем. Но находится очень немного людей, желающих ее принять и способных, как псалмопевец Давид, воскликнуть: «Готово сердце мое!» (Пс 56.8).