Heeding the voice of the prophets

Для верующих людей подтверждающим документом является сама Библия. Но для некоторых историков Ветхий Завет не обладает авторитетом исторического источника. Например, современный английский исследователь G. Davies считает, что «события, относящиеся к истории древнего Израиля до прибытия группы переселенцев непонятного этнического происхождения, в Иерусалим, совершенно неизвестны, а вся героическая «ранняя история» Израиля, от Авраама до Соломона, была придумана, чтобы обосновать легитимность нового государства».

Разумеется, логика типа «если нет документированного подтверждения определенного события, то этого события не было» крайне неубедительна. Нет достаточных логических оснований для отвержения этого события. Настоящий исследователь должен быть гораздо осторожнее в своих суждениях, принимая за основу что‑то вроде «презумпции невиновности» для пока еще недокументированного исторического события. Но для его принятия необходима вера, что оно могло произойти, или хотя бы доверие к тем или иным текстам, где это событие упоминается.

Таким образом, для принятия исполнения определенных пророчеств, необходима хотя бы минимальная вера, что это могло быть.

Третья группа пророчеств требует от нас веры в гораздо большей степени. Эта группа включает, например, так называемые мессианские пророчества, которые имеются во всех без исключения пророческих книгах, а также во многих других книгах Ветхого Завета, например, в Псалтири.

Исполнились ли они в Личности Иисуса? Любой христианин даст утвердительный ответ. Для нехристиан это является проблемой, решение которой зависит от возможности принять и поверить, например, в такие суждения: «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» (1 Ин 4.15). Вера и принятие этого события как несомненного исторического факта означает, что человек готов стать христианином. Но, например, для иудеев, не признающих божественность Личности Иисуса, все мессианские пророчества еще не свершились, их исполнения они ожидают в будущем.

Для людей же неверующих, или индифферентных, а таких в современном мире достаточно много, любой ответ на вопрос об исполнении мессианских пророчеств вообще не имеет смысла.

В пророческих книгах Ветхого Завета есть еще одна группа так называемых эсхатологических пророчеств. Это пророчества о событиях, исполнение которых обещано в неопределенно–далеком будущем, или на языке библейском, «в конце времен». Такие тексты можно увидеть почти во всех пророческих книгах. Например, отрывок из знаменитой 60–й главы Исаии: «Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения — в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои — славою. Не будет уже солнце служить vie6e светом дневным, и сияние луны — светить vie6e; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой — славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего. И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, — отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему» (Не 60.18–21).

Для принятия таких пророчеств необходимо нечто большее, чем «просто» вера в Бога. Необходима вера в Священное Писание как слово Самого Бога: «Я, Господь, ускорю совершить все это в свое время» (Не 60.22).

Итак, вопрос об исполнении пророчеств почти всегда связан с верой. Это означает, что каждый, внимающий пророчеству, поставлен перед выбором его принятия или отвержения.

Господь дарует такую свободу каждому, и от выбора человека зависит исполнение самого пророчества, приближение или отдаление конечных судеб всего мира.

3. Пророки

3.1. Этимология еврейских слов, обозначающих пророков

Для обозначения пророка в еврейском тексте Ветхого Завета используется четыре различных слова, которые на русский язык (равно как и на другие европейские) переводятся также четырьмя неодинаковыми словами. Частота их употребления в тексте Ветхого Завета различна. Также в определенной мере отличаются и семантические поля этих слов.