Heeding the voice of the prophets

Но у Михея есть и прямые обличения таких пророков: «Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими — и проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну» (Мих 3.5). Редко можно встретить в пророческих книгах более гневные обличения.

3.3. Критерии истинного пророка

Проблема различения пророков и лжепророков — одна из самых сложных проблем не только понимания текста Ветхого Завета и, в частности, пророческих книг, это проблема жизненной важности для всей Церкви, как Ветхозаветной, так и Новозаветной. Вся история Церкви, вплоть до наших дней, знает множество трагических ошибок, когда она не узнавала своих пророков при их жизни и даже жестоко гнала их.

Необходимы критерии для различения пророка и лжепророка, поскольку Закон предписывает слушать пророка. Вот что написано во Второзаконии от имени Моисея: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте, — так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть. Сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили тебе; Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» (Втор 18. 15–19).

Постановление довольно трагичное для церковных людей: пророка, которого воздвигает Господь, нельзя не слушать! Господь обещает «взыскать» с того, кто не будет слушать Его слов, переданных через пророка. Это грозное предупреждение должно заставлять людей верующих и почитающих Священное Писание проявлять крайнюю осторожность в обращении с пророком, дабы не подпасть под такое наказание.

Пример такой осторожности можно видеть в 4–й главе Деяний апостолов. Арестованным апостолам Петру и Иоанну начальство приказывает «не говорить и не учить о имени Иисуса» (Деян 4.19). Их ответ: «судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян 4.20), ясно показывает начальствующим, что апостолы имеют или утверждают, что имеют пророческий дар. Поэтому, из страха согрешить против заповеди Закона, их отпускают.

Похожие события описаны и в пятой главе книги Деяний, где апостолов судят в Синедрионе. Осторожность Га- малиила, знатока и учителя Закона, была вызвана словами Петра «Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян 5.32), приводит к их освобождению. В этих словах все судящие ясно услышали дерзновенное признание в наличии пророческого дара, так как только пророк может призывать в свидетели своей правоты — Самого Духа Святого. Поэтому судьи, несмотря на сильное неприятие того, что говорили и делали ученики Иисуса, послушали голоса Гамалиила «отстаньте от людей сих и оставьте их» (Деян 5.38): Бога они боялись больше, чем людей.

Смелость, с которой выступают почти все ветхозаветные пророки в своих обличениях нечестия царей, также в определенной мере основывается на этом предписании Закона.

Но критерии, которые дает Второзаконие в двух главах этой книги — 13–й и 18–й, где они подробно описаны, все же недостаточно конкретны.

Первый критерий — учение против Закона. «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом:"пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», — то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь; а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривай вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так истреби зло из среды себя» (Втор 13.1–5).

Мысль заповеди предельно ясна: нельзя изменять Господу Богу ни при каких обстоятельствах, кто бы ни звал переменить служение Ему на служение иным богам. Предсказанные и сбывшиеся чудеса или знамения в данном случае не являются аргументом в пользу истинности пророчества. По утверждению Закона, такой человек является лжепророком, и он должен быть предан смерти.

Также сурово относится к лжепророчеству другая норма Закона: «пророка, который дерзнет говорить Моим -именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить -именем богов иных, такого пророка предайте смерти» (Втор 18.20).

В этой же главе приводится и второй критерий различения лжепророка: «И если скажешь в сердце твоем: как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?» Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его» (Втор 18.21–22). Примечательно предупреждение Закона: каким бы грозным не был лжепророк, чего бы страшного он не возвещал — бояться его не надо.