Heeding the voice of the prophets

В реальной жизни у большинства людей резкое доминирование одного из способов (или, точнее, говоря, каналов) восприятия мира, встречается довольно редко. Обычно это характерная особенность музыкантов, художников, поэтов, мыслителей, мистиков, т. е. творчески одаренных людей.

У ветхозаветных пророков, как необыкновенно творчески одаренных людей, нередко встречается именно такое доминирование одного или нескольких основных чувств восприятия творения, людей и Господа. Речь может идти, главным образом, о слухе и зрении, точнее, слышании и видении. Таким образом, можно различать пророков видения и слышания. Приведем ряд примеров.

Так, Иезекииль, несомненно, пророк видения. Выражение «видел я» встречается в его книге 43 раза, по сравнению с выражением «слышал я», которое встречается только 10 раз -т. е. в 4,3 раза больше. При этом каждый раз эти выражения связаны с видениями от Господа или слышанием Его слов. Если же подобный подсчет провести только по словам «видеть» и «слышать» (употребляемых в том же контексте), то их число составит 59 и 14 соответственно. Коэффициент превышения — 4.21, т. е. практически тот же.

Это значит, что Иезекииль — преимущественно пророк- визионер. Он видит нечто невыразимое, что превышает возможности человека точно или хотя бы приблизительно описать увиденное. Поэтому единственно возможный язык описания его видений — образно–поэтический. Его, как подлинного и великого художника, мучает проблема: как описать то, что в принципе не может быть описано. Отсюда — неслыханность и неповторимость образного ряда его видений:

«И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, — и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая. медь, и крылья их легкие. И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них — у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны, у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех чет ырех и лице орла у всех чет ырех. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колес и устроение их — как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались. А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз. И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса. Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах. Когда шт те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах. Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их. А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому, и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их. И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; а когда они останавливались, опускали крылья свои. И голос был со свода, который над головами их; когда они останавливались, тогда опускат крылья свои. А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой, вид имело это сияние кругом» (Иез 1.4–28).

Ни в коем случае эти поразительные образы нельзя воспринимать буквально. Самые главные слова в этой обширной цитате — «как бы», «как бы, подобие», «облик их — как…», «вид их как вид…». Например, чтобы выразить невыразимую Славу Божию, пророк, как великий художник, прибегает к уникальным и неповторимым образам вращающихся колес, полных всевидящих глаз.

К пророкам видения также можно отнести пророков Даниила (коэффициенты превышения частоты глаголов видения по сравнению с глаголами слышания — 2,66 и 2,66); Захарию (3,0 и 2,0 соответственно); Амоса (3,0).

Исайю же с некоторой осторожностью следует отнести к пророкам слышания. По крайней мере, глаголы слышания у него встречаются чаще, чем видения в 1,42 и 1,32 раза соответственно. Большинство самых знаменитых отрывков написаны как пророчества слышания голоса Божия.

Например: «Слушайте, небеса, и, внимай, земля, потому что Господь говорит» (Ис 1.2). Или начало другого очень известного мессианского пророчества: «Так многие народы, приведет Он в изумление; цари, закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и, узнают то, чего не слыхали. [Господи,!] кто поверил слышанному от нас, и, кому открылась мышца Господня?» (Ис 52.15–53.1).

Достаточных оснований для отнесения пророка Иеремии к одной из двух выделенных групп, нет. Глаголов, относящихся к видению, у него лишь ненамного больше (в целом на 5%), чем глаголов слышания. Иными словами, Иеремия — пророк универсального дарования: слышания и видения одновременно.

Подобный же вывод можно, с определенной осторожностью, сделать и о пророках Осин, Михее и Авдии.

Что касается остальных ветхозаветных пророков, то вопрос об определении подобного рода их творческих особенностей остается открытым. При этом ни коем случае нельзя даже ставить вопрос о различном качестве пророчества тех или иных пророков. Пророчество как дар, полученный одним пророком свыше, не может быть сравним с даром другого пророка, полученным из того же источника. Дары в принципе не сравнимы.

Данное различение необходимо для лучшего понимания художественного языка и образного строя пророческого текста. Внимание к этому различию может быть весьма полезно при попытках понимания, интерпретации и толкования самого текста пророчества и выявления его особенностей по сравнению с книгами других пророков.