Heeding the voice of the prophets

Во–вторых, они находятся у него, пользуясь православной терминологией, «на послушании». Это значит, что без его согласия (благословения) они не начинают даже самого простого, по видимости, не «духовного» дела.

В третьих, они сами и вместе с ними их наставник помимо учения, занимаются обыденными делами: строят для себя новый дом или, скорее, новые дома. Иными словами, эти пророческие училища, как и многие, автономно живущие общины, были самообеспечивающимися.

В четвертых, очень важны слова сынов пророческих, что «место… тесно для нас» (4 Цар 6.1). Это значит, что община учеников пророка Елисея растет. И действительно, текст 4–й книги Царств отмечает значительное число сынов пророческих в разных городах, исчисляемый, по видимому, сотнями человек (см. 2–ю и 3–ю главы).

В другом отрывке, рассказывающем о чудесном исцелении пророком Елисеем отравленной похлебки, очень интересна бытовая сторона их жизни. «Елисей же возвратился в Галгал. И был, голод в земле той, и сыны пророков сидели пред ним. И сказал он слуге[1] своему: поставь большой котел и свари похлебку для сынов пророческих. И вышел один из них в поле собирать овощи, и нашел дикое вьющееся растение, и набрал с него диких плодов полную одежду свою; и пришел и накрошил их в котел с похлебкою, так как они не знали их. И налили им есть. Но как скоро они стали есть похлебку, то подняли крик и говорили: смерть в котле, человек Божий! И не могли есть. И сказал он: подайте муки. И всыпан, ее в котел, и, сказал: наливай, людям, пусть едят. И не стало ничего вредного в котле» (4 Цар 4.38–42).

Слуга в данном контексте (как и в ряде других) означает также ученика, только несколько более высокого статуса. Так и сам Елисей именуется слугою пророка Илии.

Отметим, что этот отрывок показывает, что «сыны пророческие» учились и делам духовным, главное из которых — уметь различать «путь жизни и, путь смерти,». К этому их, как и всех верующих, призывает Сам Господь через Моисея: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и земню: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое…» (Втор 30.19). Это умение «различать» два пути у пророков проявляется во всех сферах жизни, а не только в том, что обычно принято называть «высоким». Различить смерть в похлебке не менее важно, чем распознать дух лжепророчества.

В связи с уже отмеченными моментами жизни пророческих училищ, возникают другие важные вопросы.

— Чему учили в этих школах?

— Чем занимались «выпускники» этой школы, если таковые были?

— На всю ли жизнь они входили в эту общину или только на определенный срок?

— Оставляли ли они свои семьи?

— Были ли общины сынов пророческих похожи на монашеские общины с их совместным жительством и всеми обыденными делами, послушанием у старшего, и т. д.?

На последний вопрос мы можем дать лишь частичный ответ. Из того же цикла рассказов о чудесах пророка Елисея известен эпизод, из которого следует, что сыны пророческие были людьми семейными. «Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе. И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? Скажи мне, что есть у тебя в доме'? Она сказана: нет у рабы, твоей, ничего в доме, кроме сосуда с елеем» (4 Царств 4.1–2 и далее до ст.7). Эта женщина названа как «одна из жен, сынов пророческих», т. е. и остальные ученики могли иметь жен.

Человек, сознательно отказывающийся от продолжения рода в народе Божьем, всегда рассматривался как близкий к состоянию греха, ибо он отказывался от исполнения данной Богом заповеди «плодитесь и, размножайтесь». Выражение «а ты, знаешь, что раб твой, боялся Бога» — это не просто характеристика личного благочестия покойного, но высокая оценка его успехов в пророческой школе, причем данная не его женой, а учителем.