Heeding the voice of the prophets

Впрочем, возможно, что слова «…снял и он одежды свои и…всю ту ночь лежал неодетый» означают не обнажение, но то, что он снял верхнюю — царскую одежду. В любом случае, несомненен факт потери царского достоинства в глазах подданных.

В этой и последующих сценах пророчествования Саула, тот факт, что он пророчествовал, узнается всеми людьми, видевшими и слышавшими это. Можно задать вопрос: как же простые люди, не обязательно учившиеся в школах пророков, узнавали, что человек именно пророчествует, а не находится, например, в нетрезвом или болезненном состоянии?

По–видимому, это было связано с особенностью речи человека, начавшего пророчествовать по «наитию свыше». Весьма вероятно, что это же явление описано во второй главе книги Деяний: «И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещеватъ» (Деян 2.4). Иными словами, апостолы начали пророчествовать, говоря на различных языках, и кто‑то из народа понял, что происходит. Но большинство не могло понять, так как эпоха, когда простые люди «вдруг» начинали пророчествовать, давно прошла, и даже память об этом основательно потускнела. Поэтому так легко у многих родилось предположение, что эти люди просто пьяны. Петру приходится это учитывать, и свою речь он начинает с опровержения этого предположения, ссылаясь на пророка Иоиля: «мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем…» (Деян 2.14–16).

Петр прямо называет глоссолалии, свидетелями которых были все присутствующие при схождении Духа Святого на апостолов, явлением пророческим. Но в этой сцене, в отличие от глоссолалий ранних пророков, апостолы отдают себе отчет, где они находятся и что с ними происходит. Ранние же пророки в экстатическом состоянии могли этого не осознавать.

Поэтому уже довольно скоро отношение к пророкам- экстатикам стало очень осторожным, а нередко и насмешливым. Так, по повелению пророка Елисея, один из его учеников — сынов пророческих — пришел в Рамоф Галаадс- кий и прямо во время совещания военноначальников помазал Ииуя в цари над Израилем: «И вышел Ииуй к слугам господина своего, и сказани ему: с миром ли? Зачем приходил этот неистовый к тебе? И сказал им: вы знаете этого человека и что он говорит» (4 Цар 9.11). Ииуй своим ответом на прямой вопрос сослуживцев как бы намекает на безумие этого сына пророческого. «Неистовым» они несколько насмешливо и пренебрежительно называют пророка, поскольку видели его экстатическое поведение.

Отметим, что в более поздние времена экстатический тип пророчества стал встречаться гораздо реже. Однако его можно увидеть и у поздних пророков (например, у Иезекеиля, Даниила, Захарии).

В первохристианской Церкви экстатический тип пророчества был очень распространен в связи с обилием излияния Святого Духа, согласно свершившемуся пророчеству Иоиля: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоиль 2.28–29).

С этим типом пророчества был связан дар глоссолалии — пророческое говорение на иных языках. Однако, уже апостол Павел, сам имевший этот дар в изобилии, приложил немало сил для его ограничения и введения в определенные рамки — ради организации Церкви Христовой как целостного и взаимосвязанного организма.

5.1.2. Визионерство

Это особый тип открытия воли Божьей пророку, когда Господь показывает ему в видении целостные картины. Они могут быть связаны с настоящим, как, например, у пророка Елисея, который, обличая ложь своего ученика Гиезия, сказал ему: «разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей?» (4 Цар 5.26). Оно может быть связано с прошлым, как у пророка Божия Моисея: все картины творения, которые мы видим в первых главах книги Бытия — «Первой книги Моисеевой», есть не что иное, как пророчество о прошлом, так как они представляют собой Божественное Откровение, данное Богом пророку Моисею. Никто из людей не мог быть свидетелем творения, и нам это стало известно только через пророческое возвещение.

Но нередко Господь открывает пророку картины будущего. Иногда оно настолько отдаленное, что пророк видит его только в общих чертах: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Числ 24.17), — говорит пророк Валаам о грядущем Мессии.

Поразительной мощи и красоты визионерские картины приведены в книгах пророков Исаии (например, в 6–й главе) и Иезекеиля (главы 1–я и 2–я).

Пророческое видение будущей гибели Ниневии, страшного и безжалостного врага многих народов Древнего востока, составляет книгу Наума. Описывая будущую осаду и гибель великого и неприступного города, пророк становится как бы свидетелем происходящего: «Щит героев его красен; воины его в одеждах багряных; огнем сверкают колесницы в день приготовления к бою, и лес копьев волнуется. По улицам несутся колесницы, гремят на площадях; блеск от них, как от огня; сверкают, как молния. Он вызывает храбрых своих, но они спотыкаются на ходу своем; поспешают на стены города, но осада уже устроена. Речные ворота отворяются, и дворец разрушается» (Наум 2.3–6).

Кажется, что перед нами не пророчество о грядущем, а репортаж с места событий очевидца, который описывает эти события по горячим следам: «Горе городу кровей! весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство. Слышны хлопанье бича и стук крутящихся колес, ржание коня и грохот скачущей колесницы. Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и груды трупов: нет конца трупам, спотыкаются о трупы их. Это — за многие блудодеяния развратницы приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продает народы и чарован, иями своими ~ племена» (Наум 3.1–4).